Пушкин. Последняя дуэль

По инициативе самого Пушкина должно было состояться примерно 26 дуэлей. Ещё 7 раз он сам получал вызовы от других людей. «Игры славы» – так называл Пушкин, будто в насмешку, свои многочисленные поединки, не подозревая, что один из них станет для него роковым. Сегодня мы знаем этого человека, жившего во времена русского дуэльного бума, как одного из величайших поэтов в истории. А для своих современников Пушкин был, в первую очередь, записным дуэлянтом, отличавшимся особо вспыльчивым нравом и иногда «бросавшим перчатку» по нескольку раз в год. Первый вызов случился, когда восемнадцатилетний Саша во время бала призвал к ответу любимого двоюродного дядю. Павел Исаакович Ганнибал осмелился прямо во время танца увести у племянника партнёршу по котильону, но в тот же вечер сумел разрешить конфликт, сочинив остроумный экспромт. Следующими несостоявшимися жертвами молодого смутьяна стали московский гусар-повеса Пётр Каверин, высмеявший юношу в шутливых стихах, и будущий декабрист Кондратий Рылеев, поверивший в чужую нелепую сплетню о Пушкине. Каждый раз противники успевали наладить отношения до начала дуэли. Выстрел прозвучал лишь во время четвёртого из запланированных поединков. Написав свой знаменитый пассаж «и кюхельбекерно, и тошно», Пушкин впервые столкнулся с таким же импульсивным соперником, каким был и он сам. Рассерженный лицейский друг, Вильгельм Кюхельбекер, не простил обиду даже после собственного промаха и потребовал, чтобы Пушкин выстрелил вслед за ним. Саша с трудом убедил Кюхлю, что в ствол пистолета набился снег, и вскоре друзья помирились. Буквально пару месяцев спустя под горячую руку Александра Сергеевича попали заядлый театрал – майор Денисевич и ещё один лицеист – барон Модест Корф. В первом случае оппоненту не понравилось развязное поведение поэта в зрительном зале, а для второго поводом послужила ожесточённая драка между прислугой бывших одноклассников. Особенно плодовитым на поединки оказался 1822 год: шесть вызовов, из которых два чуть не закончились трагедией! С подполковником Семёном Старовым Пушкин не поделил ресторанный оркестр, а молдавский вельможа Тодор Балш поплатился за неучтивое поведение жены по отношению к русскому гостю. К счастью, ни один из участников этих конфликтов не попал в цель. Все последующие пушкинские дуэли вплоть до 1837 года заканчивались бескровно. Каждая из них, если не считать поединка с прапорщиком Генерального штаба Александром Зубовым, была вовремя отменена. О дуэли с Зубовым, произошедшей в 1832 году, следует рассказать отдельно. На встречу с ним поэт пришёл, держа в руках фуражку с черешней, и, пока соперник готовился к выстрелу, ел свежие ягоды. В дальнейшем эта сцена была использована Пушкиным в повести «Выстрел». Некоторые литературоведы также утверждают, что именно Зубов мог послужить прототипом Германна из «Пиковой дамы». Александр Сергеевич поймал его за карточным шулерством и грозился прилюдно разоблачить, но в итоге предпочёл решить конфликт лично. Зубов промахнулся, а Пушкин отказался от выстрела. Во время дуэлей он часто старался избежать выстрела (либо пустить пулю в воздух) и никогда не позволял себе стрелять первым. Возможно, Пушкин поступал так для того, чтобы оставить противнику хоть какой-то шанс на победу: ведь даже для своего времени он был невероятно метким стрелком. Считается, что на поединке с Дантесом Пушкин чуть ли не впервые в жизни должен был выстрелить перед противником. Если бы ему это удалось, то у неопытного в дуэльных делах двадцатипятилетнего Жоржа не осталось бы шансов выжить… 27 января (8 февраля) в 16 часов за Черной речкой в лесу, близ деревни Коломяги, состоялась последняя и самая знаменитая дуэль Александра Сергеевича Пушкина, которой и посвящена новая выставка «Пушкин. Последняя дуэль» в Центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина.

Полина Ахмадинова, библиотекарь Библиотеки им. А.С. Пушкина

Книга о русской дуэли

Алексей Востриков «Книга о русской дуэли»  

Автор «Книги о русской дуэли» – известный историк и научный сотрудник библиотеки СПбГУ – больше тридцати лет жизни посвятил изучению феномена русской дуэли.
Как западная традиция решать вопросы чести с оружием в руках стала популярна в нашей стране? Что могло послужить причиной вызова на поединок? Кто такие бретеры? Каким был дуэльный ритуал? Почему в России долгие годы не существовало официального дуэльного кодекса? Обо всём этом можно узнать из этого необычного произведения, основанного на мемуарных источниках, письмах, государственных документах и описаниях дуэлей в художественной литературе.

Заказать книгу 

Последнее дело Пушкина

Виктор Тен «Последнее дело Пушкина»  
«Последнее дело Пушкина» – одно из самых обсуждаемых документальных расследований и единственная научная книга о Пушкине, которую стоит прочесть не только филологам, но и любителям детективов.  
Виктор Тен – историк и антрополог по образованию, не побоялся пойти против официального литературоведения и создал ни на что не похожее, «почти невозможное» произведение. В основе его книги лежит новаторская историко-философская концепция о таинственном заговоре барона Геккерна, который, по мнению автора, может являться истинной причиной трагической последней дуэли. 
Заказать книгу 

Последняя дуэль

«Последняя дуэль»  
Этот сборник фрагментов из подлинных дневников, воспоминаний и писем, имеющих отношение к трагедии на Чёрной речке, является частью масштабной серии «Мир Пушкина». Он отлично подойдёт тем, кто не любит читать чужие исследования и предпочитает получать информацию из первых уст.  
Книга представляет собой увлекательную и точную документальную хронику последних дней жизни Пушкина. Все тексты прошли литературную обработку в соответствии с современными нормами русского языка. 
Заказать книгу