«ЦАРИЦЫ МУЗ И КРАСОТЫ» В БИБЛИОТЕКЕ ИМ. А.С. ПУШКИНА

4 июня, в преддверии празднования 220-летия со дня рождения «солнца русской поэзии» в Центральной районной библиотеке имени А.С. Пушкина  состоялся литературно-музыкальный вечер «Царицы муз и красоты»: хозяйки салонов пушкинской эпохи».

 

Благодаря артистизму ведущей вечера – Наталье Аляевой, зрители смогли погрузиться в жизнь салонов целой эпохи, проникнуться их творческой атмосферой.

Наталья Аляева – экскурсовод Всероссийского музея им. А.С. Пушкина, композитор, литератор и музыкант, проиллюстрировала интереснейшие истории музыкальными композициями, пригласив в это увлекательное путешествие сквозь века всех присутствующих. В исполнении Н.В. Аляевой прозвучали  произведения Петра Чайковского из цикла «Времена года», «Лунная соната» Людвига ван Бетховена и ноктюрн «Разлука» Михаила Глинки.

 

Участники встречи были в восторге от необычной подачи материала и проявили высокую заинтересованность, задавая множество вопросов после мероприятия. Предлагаем познакомиться с наиболее интересными из них:

 

Наталья Викторовна, в своей книге «Дорогие мои смолянки» вы писали о выпускницах Смольного института. Среди них было много неординарных личностей, но большинство исследователей особенно выделяют первый выпуск. Кому из смолянок екатерининского времени Вы больше всего симпатизируете?

Н.В. Первый выпуск из Смольного института проходил в 1776 году. Воспитанницы этого курса прославились в основном благодаря серии картин художника Д. Левицкого «Смольнянки». Они запечатлены в театральных костюмах и форменных платьях очень живописно. Самой известной выпускницей стала Екатерина Нелидова – фрейлина, фаворитка и друг императора Павла I. Она влияла на политику царя, его пылкий, раздражительный характер. Смолянок готовили как раз к смягчению нравов в обществе того времени. Благодаря Нелидовой была сохранена высшая награда русского воинства – орден Святого Георгия Победоносца, ленточку от которого у нас надевают по сложившейся традиции в День победы 9 мая

 

Сегодня многие считают, что в пушкинистике уже невозможно делать новые открытия. А что привлекает именно Вас в личности Пушкина?

Н.В. О Пушкине написаны тысячи книг, исследований, но всё равно остаётся много загадок. До сих пор, например, обсуждают, искал ли он смерти на дуэли, от того что был весь в долгах, новые произведения не столь популярны как прежние, о его жене и французе Дантесе судачила светская молва; была ли на Дантесе кольчуга или защитный жилет во время поединка и т. п. И хотя жилета не было, но нам так и хочется уронить Дантеса ещё больше в глазах общества, поэтому эта легенда актуальна до сих пор для многих.

Поэт писал: «Я не хочу, о други, умирать, Я жить хочу…». В Пушкине как раз и является притягательной эта сторона личности -позитивизм его поэзии вопреки сложным жизненным обстоятельствам.

 

Как вы считаете, может ли Пушкин стать новой иконой среди молодых поклонников сетевой поэзии? Кажется, подростки подустали бесконечно цитировать Бродского и ищут себе нового кумира среди классиков…

Н.В. Для молодого поколения наиболее притягательными могут быть стихи Пушкина о любви, чудные сказки, которые мы, русские люди, впитываем с детства. А так как мы все «родом из детства» и любовь является главной составляющей нашей жизни, то пушкинская поэзия будет всегда актуальна и востребована.

Даже молодой человек, читающий сегодня на просторах инета совсем другие стихи, обязательно, взрослея, придёт к Пушкину. Поделюсь интересным наблюдением. Поэт очень популярен нынче в Китае. Жители этой страны толпами приходят в музей Пушкина и сказали, что у них в каждом вагоне метро цитаты из нашего классика. «Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись,/ В день уныния смирись, /День веселья, верь, настанет…» – это их любимые строчки.