БИБЛИОТЕКАРЬ РЕКОМЕНДУЕТ ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ

Чижова Е.С. Город, написанный по памяти. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. – 316 с.

 

Наверное, каждый из нас мог бы рассказать историю своей семьи. Возможно, кто-то даже мог бы написать книгу. Но вот казус в том, что это делают единицы. Да еще и не просто историю семьи, а через историю страны и города. Если отбросить несогласия с автором по историческим моментам, а остановиться только на литературе и манере рассказа, то это гениальная книга. Сразу можно сказать, что эта книга – очень сложный текст. Глубокий и ёмкий, в котором вязнешь не только в событийном и именном ряде, но и манере изложения. Автор рассказывает, точнее говорит с читателем! И как только ты об этом забываешь, начинаешь читать как обычный текст, так очень быстро теряешь нить рассказа… Ведь в живом разговоре очень много зависит от тональности рассказа, которую можно передать голосом или даже глазами. Как удается автору передавать разговор в тексте – для меня загадка.

Нужно сказать сразу, что книга тяжелая для восприятия. И если читатель готовится читать мемуары – это не то, если роман о городе – тоже мимо, историческая книга – увы. Для меня это особый жанр Чижовой – разговор о… Это прослеживается в её предыдущих книгах. В новом романе она опять верна себе. Ощущение, что Елена Семеновна рассказывает мне это на кухне или сидя в кресле. История нескольких поколений одной семьи, где удивительным образом выживают только женщины – мальчики не выживают или долго не живут. История города через историю одной семьи. Безусловно, особое место в книге занимает период блокады Ленинграда. Но в процессе чтения понимаешь, что блокадный период для нас сегодняшних еще не такой далёкий и, поэтому, позволяет нам быть сопричастными с городской истории и истории страны. На самом деле, весь период истории России ХХ века трагический для самой страны, трагический для Ленинграда-Петербурга, трагический для каждого из нас. Путешествуя по городу, автор заставляет нас размышлять об истории, затрагивая наши чувственные струны. Ведь всех нас когда-то посещают чувства любви, гордости, отчаяния, человечности. Именно поэтому, «Город, написанный по памяти», это не мемуары каковыми мы привыкли считать подобные издания. Это диалог, который мы мысленно ведем с автором. И в этом диалоге нет правых и неправых, нет одной истины. Наверное, самое важное здесь – это наша память, которую мы иногда боимся ворошить, чтобы не признаться в чем-то. Оценки, которые мы даем своей памяти никогда не будут приняты однозначно. Но ведь не это главное. Главное – сказать, открыть. Именно это мы не успеваем иногда. Е.С. Чижова успела! Читайте и будьте счастливы!

 

Забронировать

Читать в ЛитРес

Водолазкин Е.Г. Брисбен: роман. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. – 410 с. – (Новая русская классика).

 

Приятно в очередной раз путешествовать с автором по Петербургу, во времени и городам мира. А разговоры о музыке создают ощущение присутствия и звуков. История жизни человека – талантливого музыканта – через советскую историю и современную российскую. И вот, Брисбен. Город, про который вроде бы должно говориться много. Но на самом деле – это какой-то город-мираж, город-мечта, город-идеал. Реальность же намного реальнее, тяжелее, иногда невыносимее. И вот только Брисбен дает надежду на то, что всё изменится, нужно только до него добраться. На самом деле, эта книга ни о Брисбене, ни о музыке, ни о путешествии. Эта книга о нас и про нас. Каждый из нас в определенный момент стоит перед выбором, от которого зависит иногда наша жизнь, а иногда жизнь других людей. Как найти силы принять решение, чтобы потом не было мучительно больно. Как научиться создавать вокруг себя свой собственный мир и чтобы он не заканчивался. Автор не задает вопросов, он рассказывает историю, от которой читатель начинает задумываться о себе, а герои романа становятся его соседями и собеседниками. Когда при чтении перехватывает дыхание, ты понимаешь, что это только чтение, но слово так бьет тебя, что только закончив чтение, понимаешь, что такая литература необходима. И это также как в музыке, ты ловишь волну, понимаешь, что это твоё, и дальше уже не важны ноты. Ты несешься вместе с этой волной. Так и чтение «Брисбена» – начинаешь в Париже и не замечаешь как пролетел над полувековой историей человека, думая о нем, а перенося на себя.

 

Забронировать

Читать в ЛитРес