Павел Басинский. Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой

Басинский, Павел Валерьевич.
Посмотрите на меня [Текст] : тайная история Лизы Дьяконовой : невымышленный роман / Павел Басинский. — Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018.

Дарья Ставицкая Библиотекарь Юношеской библиотеки им. А.П. ГайдараДорогие читатели, недавно в нашей библиотеке появились две интереснейшие книги – «Посмотрите на меня: тайная история Лизы Дьяконовой» и «Если бы я была королевой…: дневник Марии Башкирцевой».
Объединяет эти книги то, что это – «женские портреты». «Посмотрите на меня» – исследование известного писателя и литературоведа Павла Басинского, посвященное загадочной жизни и не менее загадочной смерти Елизаветы Дьяконовой. При жизни эта девушка не была известна. Прославил ее дневник, опубликованный вскоре после ее безвременной кончины. Автор определяет жанр своего исследования как «невымышленный роман». И действительно книга очень увлекательна, несмотря на множество подробностей, отступлений, посвященных истории женского образования в России и другим малоизвестным фактам, а также личностям, знаменитым и не очень. Но самое интересное – отрывки из дневника, в котором перед нами предстает личность Елизаветы Дьяконовой – интересная, противоречивая и глубоко трагическая.
«Если бы я была королевой…» – новый перевод (к слову, прекрасный) написанного по-французски дневника Марии Башкирцевой – талантливой русской художницы конца XIX века, большую часть жизни прожившей во Франции. В отличие от Елизаветы Дьяконовой, Марии Башкирцевой удалось добиться известности при жизни, благодаря ярко выраженному таланту живописца. Она обучалась живописи в Париже, ее способности сразу оценили, она выставлялась и даже получала профессиональные награды. Сегодня ее полотна есть в собраниях парижского Музея Орсэ и Русского музея в Санкт-Петербурге. Но судьба Марии Башкирцевой сложилась не менее трагически – девушка «сгорела» от чахотки в 25 лет. И эта окруженная поклонниками и восторженными почитателями ее таланта юная красавица с самых ранних лет предчувствовала свою скорую кончину. На страницах дневника Мария все время сетует на нехватку времени, на упущенные возможности. И это при том, что за свою короткую жизнь она успела сделать очень многое, работая с невероятной интенсивностью буквально до последних дней. 
Мария Башкирцева придавала своему дневнику большое значение, считая его важным человеческим документом, дерзким экспериментом по самонаблюдению и самоанализу. Именно поэтому, а вовсе не из тщеславия и самолюбования, она требовала опубликовать его, причем без всяких купюр и комментариев. Это удалось лишь отчасти, но даже сокращенная версия стала событием в литературном мире начала XX века. Марина Цветаева посвятила Марии Башкирцевой свой первый поэтический сборник. Высоко ценил дневник Велимир Хлебников. И это далеко не случайно. В своем дневнике Мария предстает на редкость честной и искренней перед самой собой и окружающими. Она не боится показаться тщеславной, взбалмошной, даже легкомысленной. Но мы читаем следующую запись – и эта порывистая молодая девушка поражает нас взрослой трезвостью и глубиной суждений, мужеством и решимостью до конца противостоять жестокой судьбе. Мария поражает и восхищает, как может восхищать только по-настоящему талантливый человек, яркая личность.
Героиня «невымышленного романа» Павла Басинского на первый взгляд кажется полной противоположностью Марии Башкирцевой. Не очень красивая, скромная, нервная девушка, тоже нездоровая, но страдавшая не от «романтической» чахотки, а от наследственного заболевания. Ее выделяло лишь горячее стремление учиться, что для женщин рубежа XIX–XX веков было не просто. Дневник Елизаветы Дьяконовой хоть и не стал мифом Серебряного века, но также нашел своих ценителей, среди которых – философ Василий Розанов. Скромная Лиза не менее умна и наблюдательна, чем блистательная Мария. И при всем несходстве, многие проблемы и переживания девушек схожи: конфликты в семье, пробуждение романтических чувств, противостояние мечты и жестокой реальности, невозможность полностью реализовать свой потенциал в мире, где роль женщины ограничена. 
Обе книги будут интересны современному читателю и как исторический документ, и как «портрет души», в котором каждый найдет что-то близкое и знакомое.
Дарья Ставицкая