ШАГАЛ И СУТИН – ДВЕ СУДЬБЫ, ДВА ТВОРЧЕСТВА

Подборка состоит из двух книг, которые посвящены двум художникам ХХ века – Марку Шагагу и Хаиму Сутину.

ШАГАЛ И СУТИН – ДВЕ СУДЬБЫ, ДВА ТВОРЧЕСТВАИсследование американского автора Джонатана Уилсона посвящено Марку Шагалу – одному из величайших мастеров парижской школы живописи XX века. Марк Шагал родился в России, но большую часть жизни прожил во Франции, оставаясь при этом человеком мира. Его творчество неразрывно связано как с русской и еврейской, так и с французской культурой. Произведения Шагала украшают коллекции лучших музеев в разных точках мира – в Санкт-Петербурге, Москве, Париже, Нью-Йорке, Иерусалиме. Книга Уилсона невелика по объему, однако жизненный путь художника описан чрезвычайно подробно. При этом она лишена как академической сухости, так и поверхностной развлекательности. Её герой – живой, далеко не идеальный человек, творческая личность, полная страстей и противоречий. Но все радости, страдания и заблуждения становятся материалом для искусства – яркого, живого, человечного.

Герой романа швейцарского поэта и переводчика Ральфа Дутли ШАГАЛ И СУТИН – ДВЕ СУДЬБЫ, ДВА ТВОРЧЕСТВА«Последнее странствие Сутина» – Хаим Сутин, другой выдающийся представитель парижской школы. На первый взгляд, биографии Шагала и Сутина во многом схожи: оба родились в бедных еврейских местечках на окраине Российской империи, оба рано покинули родительский дом. Но если Шагал всю жизнь возвращался в воспоминаниях в родной Витебск, навсегда оставшийся для него источником вдохновения, то у Сутина воспоминания детства были связаны с болью и унижением и вызывали лишь ненависть. И по творческой манере эти художники – полная противоположность друг другу. Несмотря на все перипетии, Шагал прожил долгую и счастливую жизнь, познал любовь, семейное счастье, успех и мировую славу. Творчество художника порой трагично, но при этом удивительно гармонично. Люди на полотнах Шагала часто поднимаются в воздух и летают, как ангелы, его картины восхищают наивной чистотой и яркостью красок. Картины Сутина – сгусток боли и страдания. И неважно, что создаёт художник – портрет, пейзаж или натюрморт – в каждой картине беспощадно отражается XX век – эпоха войн и геноцида. Сутин умер в оккупированной нацистами Франции, так и не дожив до освобождения. И неудивительно, что его жизненный путь стал основой для романа в форме внутреннего монолога. «Внешняя» жизнь художника коротка и бедна событиями, для подробной, обстоятельной биографии не хватает материала. Зато его живопись даёт мощный импульс творческому воображению.

Дарья Ставицкая,
библиотекарь Юношеской
библиотеки им. А.П. Гайдара