Загадка июня

«Игра престолов» закончилась, а конкурс «Загадки Петроградки» продолжается!!!

Мы тоже находимся под впечатлением от главного сериала современности, поэтому тема  июньской загадки посвящена Драконам.

 

Драконы (летающие огнедышащие ящеры) – удивительные  существа, овеянные мифами, легендами и тайнами. 

О них снимают фильмы, пишут книги и, конечно же, их можно встретить в архитектуре. Ведь эти величественные, наводящие страх и ужас создания являются одновременно символом защиты и воплощением зла.

 

Небезызвестные вам драконы из мира «Песни Льда и Пламени» связаны с магией. На момент начала саги они считаются вымершими, напоминанием об их существовании служат оставшиеся огромные скелеты и окаменевшие яйца. К концу «Игры престолов» Дейнерис Таргариен удается вывести из яиц трех драконов.

 

Удастся ли вам найти трех драконов, живущих на Петроградской стороне?
Эти драконы выбрали себе разные места обитания, поэтому будьте внимательны, разыскивая их.

 

Назовите три адреса на Петроградской стороне, где задействованы архитектурные и скульптурные изображения драконов.

Вопрос: 

Назовите адреса домов. 

Правильный ответ:

Адрес № 1: Зверинская ул., 17Б/Любанский пер., 1

Кованые драконы на фасаде доходного дома А.В. Асташева, улица Зверинская, 17б, на углу Любанского переулка. Архитектор – академик Владимир Курзанов, 1900 год. Дом построен в модном тогда стиле «эклектика».

План на 1899 год показывает, что представлявший собой пустопорожнее место единый участок 17 (территория этого дома и современного дома 17-б/1) принадлежала греческому генеральному консулу надворному советнику Дмитрию Владимировичу Спиридонову, который, судя по всему, в преддверии постройки Троицкого моста и последовавшего за тем строительным бумом на Петербургской стороне, занимался спекуляциями с пустопорожними участками. Этот участок был им разделен на два, и план на 1901 год показывает владельцами углового дома, который имел тогда номер 17-а/1, А.В. Асташева, Г.М. Пека и Н.И. Полешко.


Адрес № 2: Петропавловская крепость

Этот дракончик находится в Петропавловской крепости на шлеме Афины-воительницы, статуя которой расположена в нише Петровских ворот.

Каменные Петровские ворота с деревянным резным убранством были построены в 1708 году (в 1716-1717 годах перестроены) по проекту Доменико Трезини. Арку венчает мощный аттик с полукруглым лучковым фронтоном, украшенный деревянным резным панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Кондрата Оснера (перенесено с ворот 1708 года). Это панно символизирует победы России в Северной войне.

На фронтоне аттика выполнен горельеф с изображением благословляющего бога Саваофа. В нишах помещены статуи, созданные французским скульптором Н. Пино: слева — «Благоразумие», справа — «Храбрость».

В августе 1720 года над аркой установлен российский флаг, выполненный в свинце мастером Франсуа Вассу (до этого ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб»). Помимо перечисленного скульптурное убранство Петровских ворот включало ещё семь несохранившихся статуй, среди которых центральное место занимала фигура апостола Петра с ключами.

Адрес № 3: Набережная реки Крестовки, 12

Особняк Клейнмихель, один  из  памятников эпохи модерна, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу реки Крестовки. Дракон держит фонарь на  даче Клейнмихель.

Э. Женьес, руководитель и актёр французской труппы, выступления которой пользовались успехом в Летнем театре, стал в 1834 году первым владельцем участка, где впоследствии появился особняк М.Э. Клейнмихель. Позднее дача Женьеса принадлежала Н.А. Верховцевой.

В 1893 г. Дачу Н.А. Верховцевой и право аренды земельного участка  (сроком на 90 лет) приобрела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. М.Э. Клейнмихель – хозяйка великосветского салона в Петербурге, член редакции журнала «Столица и усадьба», человек глубокого ума и независимых мыслей.

Мария Эдуардовна (урожденная фон Келлер, род. в 1846 г.) была женой полковника Преображенского полка Н.П. Клейнмихеля, скончавшегося через пять лет после свадьбы. Его отец – граф, генерал-адъютант П.А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 г., получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. Этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в дом.

Облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно. Окончательный облик особняк приобрёл в 1904 году, когда архитектор И.А. Претро перестроил дом в готическом стиле: кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объемом.

По проекту К.Г. Прейса (1904 год) выковали великолепную ажурную кованую решетку с растительным орнаментом и саламандрами, калитку и двустворчатые ворота с монограммой «МК» (Мария Клейнмихель). С начала Первой мировой войны в особняке был госпиталь, который графиня сама организовала, и сама же его финансировала.

 В 1918 году, перед тем как навсегда покинуть Россию, графиня закрыла ставни, заперла все двери и вывесила над входом собственноручно написанное объявление: «Вход строго воспрещён. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость». Мистификация остроумной графини помогла ей упаковать ценные вещи и без лишних хлопот выехать из страны.