Загадка апреля

Иногда, чтобы попасть в сказку, не нужно перемещаться во времени. Достаточно просто прогуляться по Петроградской стороне, внимательно рассматривая воплотившиеся в жизнь фантазии архитекторов и скульпторов.

Одна из них уже долгое время поражает многочисленных прохожих своеобразием своих архитектурных форм.  Увидев этот дом, вы наверняка замедлите шаг, и — вот уже ваша фантазия дорисовывает к имеющейся на здании башенке-эркеру длинноволосую девушку, томящуюся в заточении. Кажется, что это оригинальная архитектурная иллюстрация Петербурга к одной из знаменитых сказок братьев Гримм.

Дом, построенный по проекту архитектора Густава фон Голи в 1901 году, является образцом петербургской эклектики, созданным в сочетании нескольких элементов стиля: барокко и готики. Неоготические башни – очень популярное украшение зданий в России того времени для многих богачей, в том числе и для зажиточного владельца этого дома – потомственного ювелира.

 

Вопрос: 
Назовите адрес дома. 

Правильный ответ:

Большая Зеленина улица, 33 / Барочная улица, 2

Доходный дом Кейбеля
Доходный дом Кейбеля
Табакерка с портретом М.М. Кутузова. Фирма "Кейбель"
Табакерка с портретом М.М. Кутузова. Фирма "Кейбель"
Знак ордена Святой Анны 2-й степени для нехристиан. Фирма "Кейбель и Каммерер", 1850 г .
Знак ордена Святой Анны 2-й степени для нехристиан. Фирма "Кейбель и Каммерер", 1850 г .

Доходный дом Кейбеля, расположившийся на перекрестке улиц Большая Зеленина и Барочная – классический образец русской эклектики. Здание, в архитектуре которого сочетается множество элементов самых разных стилей, словно сошло со страниц одной из сказок братьев Гримм. Но самая главная достопримечательность дома, в котором некогда проживала семья ювелира – это, конечно же, знаменитая башенка-эркер, называемая горожанами «башней Рапунцель». Дом, облицованный кирпичом, привлекает внимание тонкой стилизацией мотивов средневековой архитектуры, эффектным силуэтом углового эркера с шатровым верхом, изящной прорисовкой деталей.

 

Владельцем дома являлся Альберт Юльевич Кейбель – потомственный ювелир, который специализировался на изготовлении знаков орденов и медалей Российской империи. Альберт Кейбель носил звание почетного гражданина и был купцом первой гильдии.

Ювелирная династия выходцев из Германии работала в Петербурге с конца XVIII века. Мастера изготавливали ювелирные украшения из золота с бриллиантами для царского двора, в том числе малую императорскую корону для венчания на царство императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Но самой известной их продукцией стали наградные знаки, которые фирма производила во второй половине XIX века.

С 1841 года Вильгельм Кейбель, а следом его сын (Кейбель Юлиус) и внук (Кейбель Альберт — Константин Юльевич)  стали единственными официальными изготовителями орденов для Капитула (в царской России – госорган, ведающий орденами и медалями) и оставались ими до конца XIX века.

Несмотря на строгий регламент, Вильгельм Кейбель внес изменения в форму некоторых знаков ‒ до него на орденах св. Александра Невского и св. Станислава орлы изображались с опущенными крыльями, он же развернул их вверх, как на монетах того времени. Помимо золотых орденов высших степеней, Кейбель делал металлические знаки, производство которых было поставлено на поток.

Почти треть нынешнего антикварного рынка знаков изготовлена последними мастерами семьи Кейбель.

У Альберта Кейбеля было два сына, которые, несмотря на желание отца, не стали продолжателями семейного дела.


Помимо Кейбеля на Петроградской стороне традиционно селились крупнейшие ювелиры Петербурга и страны. На рубеже XIX и XX веков петербургские ювелиры и художники охотно переселялись на тихую Петроградскую сторону. Здесь было спокойно, почти деревенская идиллия и цены на помещения были значительно ниже, чем в центре.