Новости

Люди из библиотеки 

angle-left null Люди из библиотеки 
angle-left null Люди из библиотеки 
Библиотека Кировских островов

Моя работа – это, прежде всего, общение с людьми, которые в библиотеке называются «читателями».  Каждый из них - это особая история, свой характер, ну и свои предпочтения в чтении, разумеется. 

*

Вот, например, пожилая женщина, очень пожилая, ей за 80 лет, и она держит свою спину всегда прямо, никогда не жалуется на здоровье, хотя с трудом передвигается и неустанно приходит за новыми книгами, которые могут быть для нее тяжелым весом, но которые она всегда стойко носит сама . Она немногословна и не рассказывает о себе, никогда…Но потом узнаешь от кого-то, что эта женщина пережила блокаду. Что живет сейчас совсем одна. Что регулярно помогает пожертвованиями больным детям…Она нечасто приходит в библиотеку, наверное, потому, что читает книги, взятые у нас, от корки до корки, тщательно, взыскательно, длительно. Даже те, которые ей не очень пришлись по вкусу. И когда эта читательница сдержанно улыбается в ответ на предложение почитать исторический роман об Англии времен Елизаветы I и скромно замечает, что британская история ей особенно интересна, потому что у нее самой корни из этой страны, веришь этому безоговорочно и думаешь: "Наверное именно так и выглядела Елизавета I в почтенном возрасте…или, по меньшей мере, так и держатся настоящие британцы в обычной жизни." Что она читает? Вы угадаете, если скажете: классические семейные саги, всего Дэна Брауна, Кадзуо Исигуро и …много еще чего другого, "о чем можно поразмышлять" (слова нашей "британской" читательницы). 

Когда эти двое молодых людей, парень и девушка, заходят на абонемент, словно солнышко вкатывается к нам вместе с ними! Он – высокий, застенчиво улыбающийся и в то же время очень сосредоточенный на том, что выбрать почитать. Скромный и открытый сразу. С удовольствием поведал на мой вопрос о том, где учится, что в военном училище (я-то думала, курсе на втором максимум, а оказалось – уже заканчивает его, выпускник). А еще – что мастер спорта по гребле. Рассказал об этом совсем без хвастовства, просто к слову пришлось, о спорте разговорились. Всегда знает, что ему надо прочитать. Он вегетарианец и интересуется и культурой веганской пищи, и здоровым образом жизни, и психологией отношений.  

Она – невысокая, оригинально и стильно одетая. С яркой косметикой и почти всегда растрепанными волосами… Казалось бы – полная ему противоположность. Но про этих ребят как-то сразу понимаешь – пара.  Вера часто берет книги для Саши. А Саша – для Веры. Именно благодаря им я узнала и полюбила книги серии «Сенсация в медицине», в которых и для себя нашла ответы на многие вопросы по здоровью. Или – про потрясающую историю Конкордии Антаровой в ее «Двух жизнях» - теперь это мое откровение, моя «опора в равновесии жизни», и моя надежда…  

Вообще, эти молодые, всегда четко знающие, что хотят почитать, ни разу не «зарулили» к стеллажам с «женскими» романами или туда, где стоят издания «Мужского клуба». И не то, чтобы я считаю, что подобные жанры и серии  – это «непристойное» чтение, а просто, когда смотрю на них – такого подтянутого и скромного Мишу и нестандартную и загадочную Леру – мне становится радостно и спокойно. У нас нормальная, думающая, глубокая молодежь! Все эти разговоры про «не читающее», «поверхностное», «цифровое» поколение – чушь!.. Ведь даже, если они, наши молодые, и цифровые, они уж точно не поверхностные или не читающие. Просто они другие, чем их родители.  И в этом-то и прелесть. А то, что далеко не все из этого поколения частые гости библиотек – предмет специального исследования. 

Я люблю моменты, которые не всегда могут быть приятными в работе с читателями. Потому что уверена: именно такие ситуации и продвигают нас вперед.  

Вот, например, был у меня случай. Читательница спросила о том, какие из трудов известной личности петербургской творческой элиты прошлого века опубликованы в новой книге. И я предложила ей самой ознакомиться с аннотацией в этом издании. То, что я услышала в ответ, лучше не вспоминать. Не помогли ни мои оправдания о том, что я оказалась чуть ли ни одна в библиотеке на тот момент, ни то, что у нас не хватает времени на подробное знакомство со всеми книгами… Читательница ушла, так и не взяв книгу. Разумеется, я изучила об авторе этого издания все, о чем она меня спрашивала, и немножко больше, я отметила себе, что в следующий раз, когда она придет, обязательно извинюсь и расскажу всё это. Но я переживаю до сих пор, смогу ли вновь заслужить ее доверие? Хороший урок. 

*  

Мне кажется, читательские предпочтения на сегодня в большей или меньшей степени похожи на всей планете. Если говорить о главных тенденциях.  
Ведь мы все (а библиотекари – тоже часть читающей публики) живем в едином мире…Поэтому, на мой взгляд, вот что интересно Современному Читателю как образу собирательному: 

- прежде всего, это литература "нон фикшен"- то есть та, у которой есть реальная основа. Сюжеты на основе документальных источников все больше завоевывают интерес и доверие у людей. Отсюда и  любовь к этому жанру не только в чтении, но и в кино, и других видах искусства  у большинства культурных адаптов... 

 - еще, мне  кажется, что, чем взрослее становится человечество, тем более пристальными делаются его взоры на свою историю… Отсюда в фаворитах чтения авторы, издающиеся огромными тиражами: Ден Браун, Ю. Н. Харрари, Б. Акунин ( в России, в основном, потому что пишет о российской истории)… 

- остальные жанры – детектив, фантастика и фэнтези, love story(с поправкой, насколько "чистой" может быть жанровая "окраска" того или иного произведения) – все так же любимы многими, но, на мой взгляд, они все же сдают позиции названным выше, оставаясь на почетном "втором месте". 

Это все о взрослых.  

Детям же, на мой взгляд, какими бы разными они ни были, нужна нескучная история – веселая ли, сказочная ли, фантазийная или страшная- не важно! Еще – с хорошими картинками. Неслучайно же, что многие наши мамы, приходящие за книжками для детей даже по школьной программе, предпочтут новой, но без иллюстраций, старую, но с ними. 

И тоже не случайна, видимо, любовь наших читателей-малышей к книгам С. Нурдквиста, удивительного шведского художника и писателя. Эти истории про доброго старичка Петсона и его котика Финдуса – просто воплощенная детская мечта! Интересный сюжет здесь иллюстрирован самим автором, а кто лучше него знает, как это сделать точнее и выразительнее для своего сюжета? 

Еще для детей важен в книгах оптимальный по величине  шрифт. И не только для малышей, только начинающих читать, но и для среднего школьного возраста. Поэтому ребенку, когда он видит в книге текст, слитый в плотные абзацы  мелкого шрифта, книга кажется непроходимой и скучной "лесной чащей"! Например, наши читатели, обожающие Гарри Поттера, выбирают книги о нем издательства "Росмэн", выходившие в 2000-е, потому что напечатаны они как раз тем самым понятным шрифтом, который больше всего им нравится. А новенькие "Гарри Поттеры" в супер-обложках, переизданные позднее, так и стоят у нас на полках, сверкая ими, нераскрытые никем. 

Как рекомендую книги? Просто следую за вниманием читателя. Бывает, он сам спрашивает, что я прочитала и что могу им из этого предложить. Вообще, это так классно, когда люди доверяют нашим предпочтениям! У меня был случай, когда я порекомендовала прочитать одной нашей читательнице М. Шалева "Мальчик и голубь". Ее так потрясла эта книга, что потом, сколько бы ни давала ей хороших историй, она говорила: "Да, неплохо. Но "Мальчик и голубь" все же лучше…"   

Или разговаривала с одним читателем о В. Набокове. Он настаивал на том, что Набокова «очень трудно читать нормальному человеку», что его язык «слишком сложен и непонятен» и т.п…Тогда предложила ему «Камеру обскура». Каково же было наслаждение потом рассуждать с ним об этой книге! С какой страстью он выявлял те или иные сюжетные линии в ней, связывал с «Лолитой», сравнивал с ней, говорил о блестящем образном языке писателя и в итоге вынес вердикт: «Набоков – Мастер». 

Да, некоторые люди очень хотят поговорить о чтении, и эти беседы обожаю! Потому что читатели раскрываются в них очень, и потому, что дают мне самой пищу для размышлений. Вот, например, в "Детях моих" я увидела что-то, впечатлившее меня, а читатель рассказал мне о других вещах, "зацепивших его" в романе…И я поразилась этому его видению, и тому, как я могла пропустить это, и захотелось перечитать книгу и "заметить" эти нюансы.  

Что бы я хотела пожелать настоящим и будущим читателям библиотеки Кировских островов? Неослабевающей любви к чтению. Доверяйте библиотекарям и пусть они вас никогда не разочаруют. 

Раиса Захаровна Набокова,
библиотекарь вед. категории библиотеки Кировских островов
(отдел «Абонемент»)