Новости

Стили семейного воспитания: беседа с психологом

angle-left null Стили семейного воспитания: беседа с психологом
angle-left null Стили семейного воспитания: беседа с психологом
ЦБС Петроградского района

Когда в семье появляется ребенок, родители стараются окружить его заботой, дать ему самое лучшее, свою любовь. А как именно они это будут делать, определяется тем опытом, который был получен в детстве от их родителей, воспитателей, бабушек и дедушек и пр. Некоторые папы и мамы сразу представляют каким они хотят видеть свое чадо и дают себе установки, как будут растить его.  Большинство из них убеждены в том, что именно их подход является самым верным. И если что-то идет не так, то это чья угодно вина, только не родительская. Это срабатывают механизмы психологической защиты, которые, с одной стороны, защищают от сильных переживаний, с другой сторон, мешают увидеть реальную картину. Анна Дейнеко, медицинский психолог отделения медико-социальной помощи детям и подросткам детской поликлиники № 55 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 74», рассказала нашим читателям о стилях семейного воспитания.

Стили воспитания - это манера взаимодействия с ребенком, которая определяет характер общения с ним, а также, выбор приемов и методов воздействия. Они применяются родителями неосознанно. Их не может не быть, отсутствие воспитания – тоже стиль. Чаще всего, при обсуждении рассматриваемого феномена, используется классификация отечественных авторов Е.А. Личко, Э.Г. Эйдемиллера.

Первый из описываемых авторами стилей - это гипоопека или гипопротекция. Характеризуется недостатком заботы и контроля за поведением потомка. Родители не внимательны к проблемам ребенка, не хотят с ним разговаривать, отмахиваются от вопросов, используют его труд в своих целях (не путать с разделением обязанностей). В таких отношениях, как правило, отсутствует физический контакт (объятия, поцелуи), родители даже могут открыто заявлять о своей нелюбви к ребенку, они не знакомы с его планами, желаниями, трудностями. В поведении взрослого проявляется эгоистичная позиция «Лучшее маме/папе, а ребенку, что останется». Последствиями такого воспитания становится низкая самооценка, отсутствие доверия к окружающим, безразличие к другим людям, демонстративное или асоциальное поведение, увлечение психотропными веществами.

Следующий стиль доминирующая гиперпротекция. Характеризуется чрезмерным контролем за поведением ребенка и высокой требовательностью взрослых по отношению к нему.  Родитель является неоспоримым авторитетом, дети обязаны беспрекословно ему  подчиняться. В семьях, для которых характерен такой стиль воспитания, всегда много правил и запретов. Взрослые постоянно демонстрируют недоверие по отношению к объекту воспитания и устраивают допросы, не дают ребенку самому принимать решения, навязывают свое мнение, полностью лишая самостоятельности. Взрослея в такой обстановке, человек становится робким и зависимым, боится брать а себя ответственность и проявлять инициативу. Такие люди чаще других страдают зависимостями, как химическими (алкоголизм, наркомания), так и не химическими (компьютерные и азартные игры, шопоголизм, религиозная зависимость и пр.). Зачастую еще в детстве у них развиваются невротические и психосоматические расстройства. Они крайне редко добиваются успеха в жизни и стараются найти себе доминантного партнёра, на которого смогут переложить ответственность за свою жизнь.

Другой вариант чрезмерной опеки ребенка - потворствующая гиперпротекция. Этот стиль также называют воспитание по типу «кумир семьи». В этом случае родители стараются во всем угодить ребенку, боятся его расстроить, потакают всем капризам. Такой стиль воспитания приводит к большому количеству проблем. Среди которых, как и в предыдущем варианте, неумение брать на себя ответственность, формирование различных зависимостей, неспособность создавать партнерские отношения (как дружеские, так и романтические). Но главная, на мой взгляд, проблема заключается в том, что выросшие в такой атмосфере люди, не умеют хотеть, то есть, не осознают своих истинных желаний. В детстве их родители пытались предотвратить любые негативные переживания своего чада и снабжали его всем, чем только можно, еще до того, как он этого захочет. В результате он не научился распознавать свои внутренние импульсы. А ведь наши желания - это огромная движущая сила А появляются они, когда мы чувствуем какое-либо неудовольствие (голод, холод, усталость, и пр.).

Совершенно иначе ведут себя родители, для которых характерно эмоциональное отвержение по отношению к своему ребенку или воспитание по типу «Золушки». Отвержение бывает явным или скрытым. При явном, взрослый открыто говорит о своей нелюбви к ребенку, постоянно проявляет раздражение по отношению к нему. Скрытое отвержение распознать сложнее. Иногда оно даже маскируется под излишней заботой, но его выдает недостаток любви и стремление избегать телесных контактов. Как правило, причиной такого отношению к ребенку является неосознанное отождествление его с какими-либо негативными событиями жизни или нелюбимыми родственниками. Например, мать может считать сына или дочь причиной развода или идентифицировать сына с бывшим мужем, на которого хранит обиду («Такой же лжец, как твой папаша»). В раннем детстве такая манера воспитания может сказаться задержкой психического развития. А в последствии у ребенка формируется сильное чувство вины, ощущение ненужности и никчемности. Такие люди часто страдают депрессиями и зависимостями (обычно химическими), имеют суицидальные наклонности и не способны устанавливать близкие отношения.

Жестокие взаимоотношения - это крайний вариант эмоционального отвержения, которое сопровождается эмоциональным или физическим насилием. Эмоциональное насилие может проявляться в виде унижений, насмешек, лишении удовольствия, отказах в удовлетворении потребностей. Чаще всего родители, которые жестоко обращаются со своими детьми, сами подвергались насилию в детстве. Они не осознают насколько плохо поступают со своими детьми, оправдывая себя такими фразами как «Я из него/нее человека хочу сделать», «Он сам виноват» и т.д. Взрослея в таких условиях, ребенок может пойти по двум сценариям. Первый - идентификация себя с агрессором, тогда он/она будет вести себя с близкими, как их агрессивный родитель. Такой человек особенно склонен к преступному и разрушительному поведению. Второй сценарий - формирование психологии жертвы. Тогда он/она постарается найти себе агрессивного партнера, будет страдать от его нападок, придумывая ему оправдания («Просто такой человек»).

Повышенная моральная ответственность - это тип воспитания при котором на ребенка накладывается ответственность, не соответствующая его возрасту. Так детям приходится отвечать за других детей или пожилых родственников. Им может приписывать роль главы семьи. При этом их потребности и возможности игнорируются. При таком стиле воспитания у родителей очень завышены ожидания относительно будущего своего ребенка, который очень боится  их разочаровать. В результате такого воспитания человек вырастает очень тревожным и неуверенным. Он боится высказывать свое мнение, имеет большие трудности в общении.

Все эти стили воспитания описывают неадекватные формы взаимодействия взрослых с детьми. В этой классификации не хватает гармоничного или адекватного стиля. О гармоничном общении в семье можно говорить, когда нет признаков описанных выше типов воспитания, где родители уважают детей, прислушиваются к их мнению, дают возможность самовыражаться. Но даже если присутствуют черты какого-либо неадекватного стиля воспитания, это еще не повод предаваться унынию и заниматься самобичеванием. Во первых, важна степень выраженности негативного влияния, а во вторых, почти всегда есть возможность поработать над собой и исправить ошибки. В первую очередь нужно корректировать не сами взаимоотношения, а психологические проблемы родителей. Потому что именно родительские комплексы, страхи и травмы становятся причиной неадекватной модели воспитания.

Чтобы общение с детьми было наиболее гармоничным, не стоит боятся подвергать сомнению свою точку зрения. На каждом этапе взросления ребенка нужно пересматривать подход к его воспитанию. Принимать его особенности и чувства. И не надо боятся кризисов, чтобы повзрослеть ребенку нужно их пережить. А помочь ему можно, создав доверительную обстановку, проявляя терпение, искренность и любовь.

Автор: Анна Дейнеко, медицинский психолог отделения медико-социальной помощи детям и подросткам.