Новости

Выставка живописи и графики «Альбом» петербургских художников Николая Данилевского и Натальи Ходячевой

angle-left null Выставка живописи и графики «Альбом» петербургских художников Николая Данилевского и Натальи Ходячевой
angle-left null Выставка живописи и графики «Альбом» петербургских художников Николая Данилевского и Натальи Ходячевой
Библиотека Кировских островов

С 15 декабря в Библиотеке Кировских островов (Кемская ул., д.8/3) проходит выставка живописи и графики «Альбом» петербургских художников Николая Данилевского и Натальи Ходячевой.

Николай Данилевский является основоположником «Петербургской школы фантастического реализма». Художник принимает участие в выставках творческого объединения «Старый Город». Работал художником-декоратором в театре оперы и балета им. М.П. Мусоргского, театре Юных Зрителей им. А.А. Брянцева, Государственном Молодежном театре на Фонтанке и в других театрах Санкт-Петербурга. Исполнил ряд работ для фильма Нико фон Глазова «Пираты Эдельвейса» и Алексея Германа «Трудно быть богом».
Николай Данилевский – потомок старшего сына А.С.Пушкина, состоит в  «Международной ассоциации художников-потомков дворянских родов».
Работы художника находятся как в российских, так и зарубежных собраниях, корпоративных и частных коллекциях.
​​​​​​​Сотрудники библиотеки Кировских островов поговорили с Николаем о выставке, о петербургской школе фантастического реализма и влиянии Петербурга и родословной на творчество художника.

-  Николай, расскажите, как появилась идея создания выставки «Альбом»?
​​​​​​​- Выставка сделана не за один день и даже не за один год. Это набор работ, которые между собой связаны общей идеей. Как перелистываются страница за страницей, так и эти работы цепляются одна за другую. Плюс они подкреплены моими работами – диптихами, состоящими из 2-х частей и имеющими прямую аналогию с раскрытой книгой или альбомом.
Работы во многом ироничны, если смотреть внимательно, можно увидеть юмор. Также есть определенный элемент игры как с масштабами, так и значимостью.

- Вы являетесь основоположником петербургской школы фантастического реализма. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом стиле.
​​​​​​​- В России термин фантастический реализм прежде всего применяется к литературе и театру, конечно это произведения Гоголя, Достоевского… Живя в Петербурге, было бы странно избежать данную тему. Методом проб и ошибок я пришел к выводу, что можно выделить отдельное направление  петербургского фантастического реализма в живописи и графике.
Во второй половине XX века в Австрии выделился отдельный стиль живописи – венская школа фантастического реализма. Это направление близко сюрреализму, в нем много мистики, экспрессии и гротеска. Основной представитель данной школы Эрнст Фукс.  Его выставка в 90-е годы проходила в Русском музее и произвела сильное впечатление на многих художников, которые начали работать в мистико-религиозном направлении. Мне нравится идея  Венской школы, но зрительный ряд я делаю другой, мне больше интересен Петербург. Наш город располагает чему-то таинственному. В петербургском фантастическом реализме мистика присутствует, но она остается «за кадром».

- Кто из современных петербургских художников  работает в этом стиле?
​​​​​​​- Наиболее последовательно в этом стиле работает Наталья Ходячева. Вообще художники сами того не замечая делают отдельные работы, которые могут подойти под это направление. Не могу сказать, что я сам работаю только в этом стиле. Скорее это отдельные работы.

- Часто ли в ваших работах встречаются образы Петербурга и каким предстает город в вашем творчестве?
​​​​​​​- Город присутствует постоянно, хочешь – не хочешь, он оказывает влияние. Чтобы делать пейзажи мне нужно определенное состояние, больше времени, необходимо походить по улицам, «насытиться» самим городом. Когда времени на прогулки нет, пишу работы, посвященные старым книгам, открыткам, но тема питерская все равно присутствует.

- Вы работали художником-декоратором в театре и кино. Расскажите об этом опыте.
​​​​​​​- Я работал декоратором – бутафором. Эта интересная работа, требующая командной работы. Сначала прислушиваться к чужому мнению для меня было очень непросто. Я многому научился, по-другому начал относиться к освещению. Сейчас понимаю, что если бы я не работал  в  театре, был бы совсем другим.
Работы было много, в основном работали в Малом оперном театре. Были постановки для Италии, Америки. В России они вообще не были показаны. Главными художниками были французы, мы же делали декорации. Тогда я впервые столкнулся с тем, что руками декорации создают только в России. На западе лет 20 делают печатные баннеры или устанавливают экраны. В российских театрах еще можно увидеть декорации сделанные руками. Поэтому, кто любит театр – ходите, наслаждайтесь. С такими декорациями, сцена воспринимается иначе,  со слайдами на заднем плане возникает ощущение, что смотришь кино.

- Вы являетесь потомком Александра Сергеевича Пушкина. Есть ли у вас работы, созданные под впечатлением от произведений поэта?
​​​​​​​- Пушкина читаю. Сейчас больше всего интересует «Евгений Онегин». По-другому воспринимаю теперь это произведение, оно не такое простое, каким казалось прежде. Буквально иллюстрацией я не занимаюсь. Но пушкинская тема, несомненно, близка, так эпиграфом выставки «Записная книжка» в Казани, экспонировавшейся в 2022 году,  стали строки Пушкина «И помнят многие страницы».

- Повлияло ли знание родословной на ваше творчество, стиль?
​​​​​​​- Тяжело увидеть себя со стороны, я с этим родился. Лет 30 назад я затруднился бы с ответом. Но по прошествии многих лет, я понимаю, что да – повлияло.  Когда знаешь историю своей семьи, интересуешься, чем занимались предки, анализируешь их поступки и мотивы, начинаешь многое по-другому воспринимать, что, несомненно, отражается на художественном стиле. Во некоторых моих работах можно заметить ретроспективу – умение всмотреться в прошлое, охватить и прочувствовать все виденное ранее.