Львы на страже Санкт-Петербурга: лекция в Библиотеке на Карповке
Интерес к античному искусству в России возник в конце XVIII – начале XIX в., когда на смену пышному барокко пришёл классицизм. Именно тогда важную роль начинает играть городская скульптура. Изваяния в камне стали не только украшать здания, но и вышли за их пределы – располагаясь поблизости, поднимаясь во весь рост на аттики и фронтоны.
Слушатели узнали о том, что львы «пришли» в северную столицу из Италии, а образцом для подражания стали мраморные львы, установленные на главной площади Флоренции – пьяцца дела Синьориа. Правда, скульпторы регулярно вносили что-то своё, изменяя композицию и облик зверей. Особое расположение к львиным изваяниям заметно в творчестве Андрея Никифоровича Воронихина и Карла Ивановича Росси.
Львы работы Павла Петровича Соколова в 1820-ые гг. украсили три подвесных моста в Санкт-Петербурге (кстати, первых в Европе): Львиный, Банковский и Египетский.
Существует расхожее мнение, будто на Банковском мосту через канал Грибоедова установлены грифоны, на самом деле - это крылатые львы. Поговорили о том, какой традиционный облик имеют эти мифические существа и где в Петербурге можно полюбоваться на геральдических грифонов династии Романовых.
Обратив своё внимание на Египетский мост, узнали, откуда к нам в Россию пришла мода на всё египетское. И обнаружили, что оформленный в «египетском стиле» мост, украшают греческие сфинксы. Поговорили и полюбовались на самых древних, самых многочисленных, самых скрытых, самых страшных и самых музыкальных сфинксов Санкт-Петербурга.
В завершении встречи обсудили, где можно полюбоваться на китайских полульвов-полулягушек – ши-цза, из каких городов они к нам приехали, и что же означают удерживаемые под их лапами шар и детёныш.
Узнать больше о петербургских львах можно из книг:
- библиотека на карповке
- Дата публикации
- 04.05.23