Новости

В Библиотеке имени В.И. Ленина прошла лекция о писателе Андрее Платонове

angle-left null В Библиотеке имени В.И. Ленина прошла лекция о писателе Андрее Платонове
angle-left null В Библиотеке имени В.И. Ленина прошла лекция о писателе Андрее Платонове
Библиотека им. В. И. Ленина

Официально Платонов родился 28 августа 1899 года, однако сам автор всегда праздновал свой день рождения 1 сентября. На лекции много внимания было уделено уникальному языку Андрея Платонова.

Работая с тем, что у другого автора можно было бы назвать «косноязычием» или «графоманией» (плеоназмы, канцеляризмы, замена конкретных понятий – общими и некоторые другие приемы) Платонов создаёт свой уникальный и неповторимый стиль, который отличает его не только от других авторов 1920-1930-х гг., но и в принципе от другой, «неплатоновской» литературы в целом.

Он, кажется, не работает с языком, как его великие современники (Бабель и Зощенко) – он просто так мыслит и говорит. И этот нестилизованный язык запоминается сильнее орнаменталисткой прозы Бабеля или псевдонародной Зощенко (хотя все они – величайшие авторы XX века). Язык Платонова – больше, чем его темы, чем его сюжеты. Больше, чем всё, что есть в его прозе. Бабель сочетает красоту языка и ужас происходивших событий, Зощенко – соединяет низкое и высокое, смешное и трагичное, Платонов же всё растворяет в своём языке. Он делает язык основным сюжетом и двигателем в тексте. Всё остальное движется и работает благодаря и вместе с языком.

Также на лекции прозвучал рассказ о биографии «пролетарского» писателя: что дала (и не дала) ему советская власть, как происходили его прижизненное и постсмертные публикации и какую роль сыграл во всём этом Иосиф Бродский.

Лектор вместе со зрителями попытался проанализировать конкретное предложение из произведения «Котлован» Платонова, которое впервые вышло только спустя 18 лет после смерти автора, чтобы понять особенность творческого метода великого советского писателя: «Вечернее электричество уже было зажжено на построечных лесах, но полевой свет тишины и вянущий запах сна приблизились сюда из общего пространства и стояли нетронутыми в воздухе».

В конце лекции читатели поучаствовали в викторине, где они отгадывали не только биографические и творческие особенности автора, но и пытались узнать, к какому именно произведению сделаны те или иные иллюстрации.