Смешить нужно постепенно
Недавно в Библиотеках Петроградской стороны прошли мастер-классы по жонглированию и клоунаде, которые провел артист Олег Духовников. Он сразу увлек всех игрой, предлагал взрослым и детям актёрские упражнения и музыкальные импровизации, музыкальные лекции по игре на укулеле, учил жонгировать булавами и невесомыми платочками, отвечал на вопросы об искусстве и жизни клоуна.
Мы тоже попросили Олега ответить для нашего сайта на несколько вопросов, касающихся книг, смешных и серьезных тем, и он с удовольствием поделился с нами мыслями и воспоминаниями.
- В детстве вы читали веселые книги?
- Детские книги по определению, наверное, веселенькие! Мне вспоминаются серия детских детективов девяностых годов «Чёрный котёнок», и некоторые из них были весьма ироничные и веселые. Но кроме книг в нашем детстве были еще и пластинки на старых советских проигрывателях – например, «Бременские музыканты».
- Какая книга из детства поддерживает вас и сейчас?
- Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов». Там был такой персонаж – пожилой дядя все время ходил с тележкой либо стоял: ему нельзя было сидеть, потому что как только он садился, он старел. В конце истории он специально там стоит, чтобы на себя отвлечь каких-то охранников-злодеев, чтобы его хорошие друзья смогли уйти незамеченными, и ради этого он даже садится, чтобы отвлечь на себя внимание – то есть стареет и умирает ради друзей. Вот такой пример мне вспоминается.
- Известно, что смешную книгу написать намного сложнее, чем страшную. Посоветуйте, где искать темы для смешных историй?
- Я как раз принадлежу к тем людям, которые с трудом вспоминают что-то смешное в своей жизни! И очень часто мне встречаются рассказчики, которые из ничего, из банальной ситуации создадут весёлое, – к примеру, как они в автобусе проехали. Вот я, к сожалению, не такой.
Наверное, нужно в первую очередь искать таких людей, которые умеют смешно рассказывать любую историю. Но уж если искать веселые темы самостоятельно, то ни в коем случае не нужно ходить куда-то далеко. Все самое интересное – вокруг нас, порою это зависит от нашего настроения, нашего характера. Любую ситуацию можно перевернуть смешно – общение с водителем, переход через дорогу, наблюдение за птицами. Всё вокруг нас, всё очень-очень близко, только руку протяни!
- Творчество каких артистов для вас пример? Кого можете считать своими учителями?
- Я вообще в своей жизни опираюсь именно на советское культурное наследие. В силу специфики любительского артистического жанра – это, конечно, советские цирковые артисты, цирковые клоуны. Мой главный кумир – Леонид Енгибаров. Клоунский дуэт Юрия Никулина и Михаила Шуйдина – фронтовики, люди высокоморальные, высокопрофессиональные. Клоун Карандаш – Михаил Румянцев. Эстрадный актер Аркадий Исаакович Райкин: как раз я живу на Петроградке, недалеко от того дома, где он жил в последние годы. Он оставил после себя огромное творческое и культурное наследие в виде своего театра миниатюр, в виде актеров и артистов, которых он подготовил – недавно скончавшийся Михаил Жванецкий как раз под его крылом начинал. Да, мои учителя – советские артисты, безусловно.
- Над чем любят смеяться современные дети?
- По-моему, слово «современные» здесь неуместно. Дети смеются над чем угодно! Ей-богу, пальчик покажи – и уже рассмеялись, на то они и дети! Они смеются не над чем-то, а вместе, вместе со взрослыми. Над чем смеемся мы – над тем и они.
- Чем бы вы рассмешили Царевну-Несмеяну?
- У меня немаленький педагогический опыт, и поэтому уверяю: специально не надо смешить Царевну-Несмеяну. Ничего хорошего из этого не выйдет! Ну, если уж есть такая задача, то начинать надо издалека. Сначала надо начать что-то забавное вместе с нею делать: ну, например, в настольную игру поиграть, и уже в процессе над чем-то посмеяться, поиронизировать потихонечку, и она повеселеет. Думаю, у меня получилось бы, потому что именно так детей удается смешить, и они так смеются, что потом их не унять. Так что – смешить нужно постепенно, в каком-то общем деле.
- библиотека им. а. п. гайдара
- Дата публикации
- 14.11.24