Новости

Инклюзивный лагерь "Книжная Вселенная" в Библиотеке Книжных героев

angle-left null Инклюзивный лагерь "Книжная Вселенная" в Библиотеке Книжных героев
angle-left null Инклюзивный лагерь "Книжная Вселенная" в Библиотеке Книжных героев
Библиотека книжных героев

В Библиотеке книжных героев (ул. Ленина, д.20) завершилась осенняя смена городского инклюзивного лагеря «Книжная Вселенная», который каждые каникулы объединяет на одной площадке детей с особенностями развития и их типично развивающихся сверстников.

Сделать библиотеку комфортным, безопасным и поддерживающим пространством, где каждый ребёнок может узнавать новое и оставаться собой -  главная идея проекта.

Начинается лагерь с открытого конкурсного набора, который объявляется на ресурсах библиотеки.  Родители, желающие отправить детей в лагерь, заполняют анкету и отсылают её организаторам. Анкета состоит из нескольких разделов и даёт возможность команде  оценить сильные стороны предполагаемого участника, его индивидуальные особенности и интересы. Далее те родители, дети которых прошли отбор, приглашаются на родительское собрание,  где знакомятся с примерным таймингом лагеря и основными запланированными активностями.

На собрании организаторы  обсуждают  с родителями инклюзивную составляющую и тот факт, что  участники с особенностями развитиями (в том числе имеющие ментальные нарушения) с самого начала активно включаются во все мероприятия при направляющей  помощи тьюторов. Взрослые наставники не делают из присутствия детей с ОВЗ какого-то «особого события», но в первые минуты обсуждают с ребятами, что  лагерь - для всех, если рядом с тобой оказался кто-то непохожий - это нормально. Мы все отличаемся друг от друга, имеем свою индивидуальность, но это не мешает нам быть вместе, узнавать что-то новое и весело проводить время.

Как правило, ребята соглашаются, но вопросы остаются.

-Почему Таня в наушниках?
-Потому что Таня боится громких звуков - они причиняют ей дискомфорт. Наушники заглушают эти звуки и защищают её уши.

- Почему Оля кричит? Она что ненормальная?
- У Оли аутизм, поэтому она необычно  реагирует на то, что происходит вокруг.

Скорее всего, ей трудно справиться с эмоциями в новом месте. Но она когда-нибудь научится с этим справляться.

Из отзыва Веры, мамы участника Д.

«Сын посещал такой лагерь впервые. Первый день дался ему сложно, он  был обескуражен и напуган, хотя предварительно я провела беседу. На второй идти отказывался, но я решила дать ему шанс изменить своё мнение. В итоге, в пятницу он уже не хотел уезжать домой, а просился на зимнюю смену, и я считаю это полностью заслугой тьюторов и организаторов! Огромное вам человеческое спасибо за то, что даёте нормотипичным детям возможность общаться с особенными детьми! Не избегать и не отстраняться от них, не делать вид, что их не существует (как было в моём детстве), а учить эмпатии и коммуникабельности».

В лагере ведущие много обсуждают с ребятами их впечатления и чувства. Для этого есть особенный ритуал, который завершает каждый день – «вечерняя свеча». Вопросы о непохожести периодически возникают и отступают, на первый план выходят активности и приключения.

Как же всё устроено? Организаторы стараются сделать расписание максимально интенсивным и структурированным.

День начинается с приветственного круга, где все вместе играют, пишут расписание на день и обсуждают общие планы.

Обязательной частью каждого дня является тематическая интерактивная программа с заданиями и мастер-классом.

В осенней смене, которая была посвящена знаменитой серии романов о Гарри Поттере, каждый день ребята знакомились с каким-либо эпизодом, героями, сюжетом. И непременно что-то изобретали: своё фантастическое существо, магический слайм, волшебную палочку.

Буквально каждая минута в лагере занята какой-то деятельностью. Перерывы не более 10 минут - именно такое решение позволяет участникам быть максимально вовлечёнными.

Совместная прогулка или выездная экскурсия также помогают ощутить себя частью команды, живущей в интенсивном режиме.

Осмысленно и весело провести каникулы с разными сверстниками - самая главная цель лагеря. Всё, чего добиваются педагоги и библиотекари в каждой смене - это взаимодействие участников между собой.

Пишет Ирина, мама участницы Л.

«Всего четыре часа в день длился лагерь, но этого хватало для того, чтобы всю долгую дорогу домой слушать, как наша семилетка взахлеб рассказывает обо всем, что было.

Об одном только она не рассказывала - о том,  что часть ребят сильно отличалась от привычных гимназистских одноклассников. А раз не говорила, значит, это было для неё неважно? А раз - не важно, значит, всё получилось!»