Новости

Библиотека имени Ленина знакомит с искусством - Библиотека имени Ленина знакомит с искусством

angle-left null Библиотека имени Ленина знакомит с искусством
angle-left null Библиотека имени Ленина знакомит с искусством
Библиотека им. В. И. Ленина

28 мая Библиотека имени В.И. Ленина (ул. Воскова, д.2) принимала в гостях реабилитантов СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ Василеостровского района». Встречи с ними проходят каждый месяц и знакомят слушателей с творчеством известных художников.

Прошедшие мероприятия были посвящены скульптурам Древней Греции и Древнего Рима, и разговор о скульптуре был продолжен. Гости библиотеки прослушали лекцию, посвящённую скульптурам Микеланджело, – одной из главных фигур итальянского Возрождения. Гений этого поистине выдающегося мастера проявил себя в разных сферах искусства – скульптуре, живописи, архитектуре и даже поэзии. В каждой из них он был одинаково успешен, однако, прежде всего, считал себя именно скульптором. Его «Давида» и «Пьету» по степени узнаваемости можно сопоставить с «Никой Самофракийской» и «Венерой Милосской» - античным наследием, на котором базировались идеи Ренессансного искусства.

Знакомство с произведениями Микеланджело началось с его ранней работы – «Мадонны у лестницы», выполненной в технике живописного рельефа, – вида скульптуры, который появился в эпоху Возрождения и представляющим собой что-то среднее между собственно скульптурой и живописью.

На примере «Тондо Питти» и «Тондо Таддеи» слушатели узнали, что такое нонфинито – так называют незаконченные произведения Микеланджело. Какие-то работы скульптор не завершал в силу обстоятельств. Но также существует теория, что Микеланджело видел завершённость в том, что формально еще было не завершено. Как писал историк искусства Е.И. Ротенберг, эти незаконченные произведения позволяют нам «стать как бы свидетелями творческого процесса, в котором они возникают».

Особое внимание было уделено разговору о самой знаменитой и весьма популярной в массовой культуре скульптуре Микеланджело – величественному в своей мощи и красоте «Давиде». Скульптор изобразил Давида не юным мальчиком, как это делали его предшественники Донателло и Верроккьо, и что более соответствовало библейской истории. Мало кто знает, что по первоначальной задумке эта скульптура среди еще пятнадцати должна была быть установлена по периметру основания купола собора Санта-Мария-Дель-Фьоре. Однако впоследствии от этой идеи отказались, и готовое изваяние установили напротив Палаццо Веккьо. Сегодня «Давид» находится в Галерее Академии во Флоренции – именно в этом городе представлено наиболее полное собрание произведений Микеланджело. Копии «Давида» можно увидеть в петербургской Академии художеств и в московском Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Невозможно было обойти стороной единственную скульптуру, имеющуюся в российском собрании, – «Скорчившегося мальчика». Эта достаточно небольшая работа – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Доподлинно неизвестна история её создания, но в России она появилась благодаря Екатерине II, которая в 1787 году купила её вместе с другими памятниками древнеримского и ренессансного искусства. Первым домом «Скорчившегося мальчика» стал павильон «Грот» в Екатерининском парке, затем он хранился в Академии художеств. И только спустя через полвека, в 1851 году, переехал в Новый Эрмитаж.

В конце лекции слушатели выполнили задания, которые закрепили новую для них информацию, позволили вспомнить материалы из лекций предыдущих встреч.