Азбука Петроградской стороны
Легендарный крейсер 1-го ранга Балтийского флота. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов. Крейсер был спущен на воду 24 мая 1900 года, вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 года. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, закончившемся Цусимским сражением. Экипаж «Авроры» принимал активное участие в боевых действиях в период Первой мировой войны. В 1917 году крейсер стал одним из главных символов Октябрьской революции: холостой выстрел с «Авроры» явился сигналом к началу штурма Зимнего дворца. С 1948 года на стоянке у Петроградской набережной у истока Большой Невки. В разные годы крейсер «Аврора» был учебным кораблём, сегодня же «Аврора» - корабль-музей.
Ботанический сад Петра Великого в Санкт-Петербурге — это и старейшая в стране оранжерея, и музей, и исследовательская станция одновременно. Его история насчитывает более 300 лет. Нынешний облик сада был заложен еще в 19 веке. В оранжерее собрано множество уникальных растений со всего света. Ботанический музей, единственный в стране, хранит гербарии и коллекции, которые собрали и привезли сюда известные ученые-путешественники. Ботанический сад в Санкт-Петербурге ведёт свою историю от Аптекарского сада, или Аптекарского огорода. Пётр I в 1713 году повелел учредить Аптекарский сад на Вороньем острове, который впоследствии стал называться Аптекарским. Главная цель этого сада состояла в разведении лекарственных трав. Сад всегда находился в тесной связи с врачебными и учебными заведениями столицы: здесь ботаники читали лекции, они же и управляли садом. В 1823 году Аптекарский сад имел два отдела (медицинский и ботанический) и вследствие недостатка средств находился в плачевном состоянии. В это время на него обратил внимание управляющий Министерством внутренних дел граф Виктор Павлович Кочубей и задумал преобразовать сад, сделав его не только местом разведения лекарственных трав, но, главным образом, местом науки. Из Аптекарского огорода он был переименован в Императорский ботанический сад. И хотя здесь продолжали выращивать растения для аптек, главной задачей сада стала научная деятельность. В Саду проводили занятия для студентов, обучались садоводы, появилась библиотека и музей. Количество растений в оранжерее достигло 15 000. При Николае Первом в саду стала проводиться сугубо научная деятельность, занятия студентов были упразднены, выращивание аптекарских трав сначала сокращено, а потом и вовсе приостановлено. В 1913 году сад был переименован в Ботанический сад Петра Великого. Во времена Великой Отечественной войны сад был разрушен. Война практически уничтожила Ботанический сад Петра Великого, история которого насчитывала более 200 лет. Множество растений из собранной тяжелыми трудами ученых коллекции погибло. Лишь малая часть была сохранена. После войны оранжерея была восстановлена, отстроены все здания, собрана коллекция растений, гораздо больше прежней. Большую роль в восстановлении сада сыграл директор Сергей Соколов. Сейчас Ботанический сад Петра Великого состоит из 26 оранжерей, где собраны различные растения тропиков и субтропиков. Также есть парк-дендрарий, в котором произрастают растения открытого грунта. В саду регулярно проходят экскурсии и выставки.
Великокняжеская усыпальница была сооружена в Петропавловской крепости в 1906 году по проекту архитекторов Давида Ивановича Гримма, Антония Иосифовича Томишко и Леонтия Николаевича Бенуа. Здание богато декорировано, решено в традициях позднего ренессанса и французского классицизма. В восточной части усыпальницы устроен мраморный иконостас. Образа для него написал Николай Александрович Бруни. Под полом усыпальницы устроили 60 могил, каждая из которых представляла собой двухкамерный бетонный склеп глубиной 3,2 м. После революции все могилы в усыпальнице были уничтожены. Бронзовые украшения надгробных плит были отправлены в переплавку. Иконостас был уничтожен, в центре алтарной стены пробили вход. В период блокады погиб алтарный витраж. После войны в Усыпальнице некоторое время располагался склад бумажной фабрики. В 1954 г. здание было передано Музею истории города, и в первой половине шестидесятых годов после проведения ремонтно-реставрационных работ в нем разместилась выставка «История Петропавловской крепости». В мае 1992 г. здесь был похоронен правнук Александра II, глава Российского императорского дома великий князь Владимир Кириллович, скончавшийся в Париже. В том же году начато восстановление надгробных плит на местах исторических захоронений. Сегодня Великокняжеская усыпальница открыта для посещения.
«Газпром Арена» (также известный под названиями «Зенит-Арена», «Санкт-Петербург», «Крестовский») — футбольный стадион в Санкт-Петербурге. Расположен на Крестовском острове, на месте снесённого стадиона имени Сергея Мироновича Кирова. Автор проекта «Газпром Арены» - японский архитектор Кисё Курокава (1934—2007), предусматривал сохранение габаритов холма и павильонов советского стадиона. Проект нового стадиона носил название «Космический корабль». Проект Кисё Курокавы отличала сдержанность и элегантность. Вид эффектной белой конструкции с моря напоминал многоярусный океанский лайнер, а при взгляде сверху стадион походил на летающую тарелку. Чашу трибун перекрывал купол с силуэтом восьмимачтового парусника. Проект предполагал использование высоких технологий. Раздвижная кровля стадиона была снабжена мембранной структурой, надуваемой горячим воздухом для таяния снега. За многими элементами, в том числе за кровлей, планировался дистанционный контроль из Токио. Выдвижное футбольное поле могло уезжать за пределы стадиона с целью обеспечения свежего покрытия круглый год. Футбольное поле также осталось на том же месте, что и на старой арене. Кроме того, на стадионе сохранились кассовые павильоны и памятник Кирову. На лестницу перед новым стадионом на Крестовском острове также вернули львов, которые были установлены на фонтанном комплексе стадиона имени Кирова. Строительство стадиона началось в 2007 году. Официально объект введён в эксплуатацию 29 декабря 2016 года.
«Здесь граду быть» - сказал Пётр I и собственноручно заложил первый камень будущей крепости Санкт-Питер-Бурх на острове в устье реки Невы. Чтобы каждый день следить за возведением крепости, он велел построить для себя летний дом на берегу реки. Три безымянных плотника за три дня ловко соорудили деревянный домик для будущего императора. С 1844 года «красные хоромцы» (как называл свой дом сам Пётр Алексеевич) находятся внутри каменной галереи, призванной защитить деревянное сооружение от влияния времени и погоды. Архитектура дома была нетипична для России XVIII в.: дом сложен из тёсанных по-фински (шестигранником) сосновых брёвен, с непривычно большими для русского человека окнами, разделёнными на равные квадраты в голландском стиле. Брёвна снаружи окрашены в красный цвет и разрисованы «под кирпич». Обстановка внутри весьма аскетична – три комнаты слабо напоминают царские хоромы, стены обтянуты парусиной, в рабочем кабинете стоит кресло – произведение рук самого Петра. С 1930 года и по сей день дом и защитная галерея являются музеем, в котором экспонируются артефакты Петровской эпохи и вещи, принадлежавшие Петру.
В переписной книге 1500 года он вместе с современными Каменным и Крестовским островами именуется остров Сундуй (возможно, от финского samb – лягушка). Впервые остров отмечен на шведских картах в 1643 году. До основания Петербурга именовался Мистуласаари или Мустиласаари (фин. mustilasaari — черный остров). На карте 1698 года указано уже другое название – Михмансхолм, то есть «остров (Святого?) Михаила». В XVIII веке существовало наименование Мишин остров, известное с 1742 года. Согласно легенде, группа солдат, проводивших здесь разведку, встретила на острове медведя, хотя, скорее всего, это просто вольный перевод последнего шведского названия. Во второй половине 18-го столетия существовало также название Мельгунов остров по фамилии его владельца генерал-поручика Алексея Мельгунова, вошедшего в историю в основном благодаря «мельгуновскому кладу», раскопанному им в 1763 году в степи близ современного Кировограда и представлявшему собой погребение богатого скифа. В 1780-е годы остров перешел к обер-гофмейстеру Ивану Перфильевичу Елагину, по фамилии которого и получил современное имя. На острове был построен усадебный дом (сегодня Елагиноостровский дворец) и разбит красивейший парк. До 1917 года остров находился во владении русского императорского дома, предназначался для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, являлся одной из царских резиденций. С 1826 года в парк открыт публичный доступ. Сегодня Елагин остров – любимое место отдыха горожан и гостей города.
В переводе с французского «курдонёр» означает «почётный двор». Так называют парадный двор перед зданием, ограниченный главным корпусом и симметричными боковыми флигелями. В отличие от замкнутого двора-колодца, четвертая «стена» курдонёра – это чаще всего ограда с воротами. По примеру французских архитекторов дворы-курдонёры были очень популярны в Петербурге. Из самых известных - Александровский дворец архитектора Дж. Кваренги в Царском Селе, двор дома Лидваля на Каменноостровском проспекте или - дом Второго Санкт-Петербургского товарищества для устройства постоянных квартир по набережной реки Карповки, 19, изображенный в нашей Азбуке.
Арт-объект на Каменноостровском проспекте между домами № 26–28 и 32, в сквере имени композитора Андрея Петрова. Сквер должен был пойти «под застройку». Но горожане решили сохранить зелёную зону. Они обратились к известным людям, которые посадили по дереву в этом сквере, спасая его от разрушения. Андрей Павлович Петров посадил тогда в сквере рябину. 2 сентября 2008 года, в день рождения композитора, состоялось торжественное открытие сквера. Сад украсила скульптурная группа «Первая скрипка» из восьми скульптур – художественных символов миссии Композитора. Одно из них - «Скрипка-Женщина» («Муза композитора») - символ вдохновения. Бронзовая скульптура высотой более двух метров привлекает внимание чистотой линий и изяществом форм.
Частный зоосад появился в Санкт-Петербурге в 1865 году благодаря голландской супружеской паре Гебгардт. Чтобы привлечь посетителей семья организовала на территории молочную ферму, эстраду, на которой днем играл духовой оркестр. В 1918 году зоосад был национализирован. Для управления хозяйством сада был создан Учёный совет. Организована Зоочасть и Научная библиотека. В 1929 году создан Кружок юных зоологов (КЮЗ), который действует и сейчас. Удивительно, но Ленинградский зоопарк закрывался только зимой 1941-1942 годов. Уже весной обессиленные сотрудники расчищали дорожки и чинили вольеры, чтобы летом пустить первых посетителей. 16 человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда», а сам зоопарк было решено не переименовывать, чтобы сохранить память о подвиге сотрудников-блокадников. Сегодня Ленинградский зоопарк остается уникальным музеем живой природы в Санкт-Петербурге.
Ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви расположен на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге. Основан праведным Иоанном Кронштадтским и назван в честь преподобного Иоанна Рыльского, его духовного покровителя. В храме-усыпальнице монастыря покоятся мощи Иоанна Кронштадтского. Здание монастыря было построено в период с 1900 по 1902 год по проекту епархиального архитектора Николая Никонова, рассмотренного и утвержденного императором Николаем II. Под строительство был выделен небольшой участок земли, пожертвованный отцу Иоанну купцом Симеоном Раменским. Первоначально отец Иоанн Ильич Сергиев (Иоанн Кронштадтский) предполагал устроить здесь новое подворье Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, основанного им на родине, в Архангельской губернии. Однако монастырь оказался слишком значительной постройкой в городе, чтобы ему оставаться просто подворьем, поэтому в 1903 году подворье стало самостоятельным монастырем. При монастыре имелся приют для девочек, лазарет и иконописная мастерская, действовало Общество в память отца Иоанна, содержавшее странноприимный дом. К 1917 году в монастыре проживало 350 сестер. Практически все необходимое сестры делали сами. Обитель имела свое подсобное хозяйство, мастерские, больницу. Во время Первой мировой войны в монастыре был открыт лазарет для раненых солдат и офицеров. В 1923 году монастырь был закрыт, все имущество было вывезено и разграблено, а здание передано в ведение более двадцати различных организаций: общежитие, швейный цех, квартиры, театр, ДОСААФ, вычислительный центр и др. В 1989 году началось возвращение монастыря Русской Православной Церкви. Потребовалось несколько лет интенсивных ремонтно-восстановительных работ для того, чтобы возвратить монастырю его первоначальный облик. В 1992 год монастырь получил статус ставропигиального и с того момента находится в непосредственном подчинении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
Здание театра было построено на месте левого крыла бывшего «Народного дома императора Николая II», сгоревшего в 1932 году. С 1939 года театр работает в здании в стиле ленинградского авангарда на Петроградской стороне, а современное имя он получил в 1991 году - Санкт-Петербургский государственный театр «Балтийский дом». Театр известен международными театральными форумами с участием зарубежных актёров и режиссёров. В разные годы в театре работали такие режиссёры, как Владимир Кожич, Михаил Чежегов, Георгий Товстоногов (главный режиссёр в 1950—1956 годах), Александр Рахленко (главный режиссёр в 1957—1959 годах), Павел Хомский (главный режиссёр в 1961—1965 годах), Андрей Тутышкин (главный режиссёр в 1967—1969 годах), Владимир Воробьёв (художественный руководитель театра совместно с Ю. И. Ермаковым и А. Г. Товстоноговым в 1969—1971 годах), Александр Товстоногов, Геннадий Опорков (главный режиссёр в 1971—1983 годах), Геннадий Егоров (главный режиссёр в 1984—1989 годах), Роза Сирота, Кама Гинкас, Генриетта Яновская. На сцене театра играли актёры: Юрий Толубеев, Владимир Честноков, Евгений Лебедев, Татьяна Доронина, Ролан Быков, Нина Ургант, Олег Басилашвили, Юлиан Панич, Наталья Тенякова, Алла Балтер, Эммануил Виторган, Михаил Храбров, Пётр Шелохонов, Лариса Малеванная, Олег Даль, Андрей Краско и др.
Река Карповка отделяет Аптекарский остров от Петроградского. Она протянулась на три километра с востока на запад между Большой и Малой Невками. Карповка – одно из старинных названий. Оно трансформировалось от финского "Korpi-joki". Это слово имеет два перевода: «Лесная речка» или "Воронья речка". От названия реки произошло и название набережных, Карповского переулка и Карповского моста. Карповка дольше других рек и каналов в черте города сохраняла своё очарование: долгое время здесь была городская окраина, и соседствовали одноэтажные деревянные дома и фабричные корпуса. Однако, несмотря на этот факт истории развития набережной, в существующей на сегодняшний день застройке можно увидеть самые разные архитектурные стили: от классицизма до образцов современной архитектуры. В сентябре 2019 года были завершены работы на участке набережной от улицы Чапаева до Первого медицинского университета: новое общественное пространство на реконструированной части набережной стало первым в городе, в проектировании которого приняли участие жители района.
Старейшая киностудия России «Ленфильм» была основана 30 апреля 1918 года, тогда она получила название Петроградский кинокомитет Союза Северных Коммун. Собственную производственную деятельность по созданию художественных картин (хроника снималась с начала основания кинокомитета) комитет начал 12 октября 1918 года съёмкой агитфильма «Уплотнение» в служебных помещениях комитета. До 1922 года Петроградский кинокомитет снимал только агитфильмы. В 1934 году, поменяв несколько названий, студия получила название «Ленфильм» («Ленинградский фильм»). 1934 год стал переломным в истории всего отечественного кинематографа: кино становится звуковым. «Ленфильм» продолжал работать и в годы Великой Отечественной войны. Летом 41-го кинематографисты работали над боевыми киносборниками. 27 августа 1941-го года было принято решение об эвакуации «Ленфильма» в Алма-Ату. Город был выбран неслучайно — ленинградцы уже не первый год сотрудничали с казахскими кинематографистами. Первый художественный фильм на казахстанском материале был снят в 1928 году на киностудии «Совкино» по роману Дмитрия Фурманова «Мятеж». В 1938 году на «Ленфильме» был снят первый казахский художественный фильм под названием «Амангельды». 15 ноября 1941 основные сотрудники «Ленфильма» были эвакуированы в Казахстан, где вместе со своими коллегами из «Мосфильма» вошли в состав ЦОКС — Центральной Объединённой Киностудии. Несмотря на объединение фильмы под легендарной маркой «Ленфильма» продолжали выходить, а сами ленинградские кинематографисты называли себя ленфильмовцами. Операторы «Ленфильма» вели документальные съёмки на фронтах и в осаждённом Ленинграде. Центральная Объединённая киностудия (ЦОКС) работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов. В Алма-Ате появились фильмы «Воздушный извозчик», «Актриса», «Небесный тихоход», которые вскоре вошли в «золотой фонд» студии. За весь период существования на «Ленфильме» было снято около полутора тысяч фильмов, многие из которых вошли в историю мирового киноискусства. Среди снятых фильмов: «Чапаев», «Гамлет», «Двенадцатая ночь», «Свадьба в Малиновке», «Республика ШКИД», «Дикая собака Динго».
Первые рубли Санкт-Петербургского монетного двора получили свое название – «солнечник» - потому, что на оборотной стороне, в центре вензеля из четырех «П» изображено было солнце. В 30-е годы XIX века Монетный двор становится научной и производственной лабораторией, которая внесла значительный вклад в развитие науки и техники. Очень важное научное значение имело открытие способа переработки платины в изделия и монеты инженером - металлургом Петром Григорьевичем Соболевским (1782 - 1841). Проведенные Соболевским опыты позволили создать и применить на практике оригинальный технологический процесс переработки платины, который сохранил свое значение и по сей день. Опыты с рудами платиновой группы занимают особое место не только в истории Петербургского Монетного двора, но и в мировой практике денежного дела.
Один из шести бастионов Петропавловской крепости, Нарышкин, был перестроен в камне (на месте первоначального деревоземляного укрепления) в 1725-1729гг., а в 1731 году на бастионе была построена каменная башня с флагштоком. На флагштоке крепился императорский вензель, а также поднимался крепостной «вседневный» флаг, а в праздничные дни и во время посещения крепости императором — царский штандарт. В XVIII-XIX вв. в бастионе размещались различные мастерские, кузницы, помещения для ружейной и артиллерийской стрельбы, а также казарменные помещения. В башне хранились флаги и ключи от крепостных ворот. В основу плана Петропавловской крепости была положена бастионная система: она позволяла вести массированный артиллерийский обстрел подступов к крепости. За строительством бастионов наблюдали ближайшие сподвижники Петра I – Александр Меншиков, Гаврила Головкин, Никита Зотов, Юрий Трубецкой, Кирилл Нарышкин. Их именами названы пять бастионов крепости, шестой, строительство которого контролировал сам Пётр, получил название Государев. С Нарышкиным бастионом связана одна из главных городских традиций: полуденный пушечный выстрел. Впервые сигнальный выстрел был произведен в 1736 году с Адмиралтейства, он оповещал жителей города о наступлении полудня. С 1873 по 1934гг. выстрелы производились с бастиона Нарышкина. Традиция возобновилась в 1957 году. А утраченная после революции традиция подъема крепостного флага на флагштоке Нарышкина бастиона возрождена в 2000 году.
На Каменном острове, рядом со зданием Комплексной школы высшего спортивного мастерства установлены скульптуры Олимпийских чемпионов – воспитанников школы: А.А. Рощина – чемпиона по классической борьбе в тяжелом весе, А. А. Карелина - трехкратного олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе, Н. Н. Соловьева – чемпиона по классической борьбе в легчайшем весе, Н. В Воробьевой – олимпийской чемпионки по вольной борьбе, дзюдоиста Т. К. Хайбулаева. Авторы идеи считают, что подобные скульптуры возрождают традиции, заложенные в Древней Греции, где при жизни на родине олимпийцев устанавливались монументы.
Историческое ядро нашего города – Петропавловская крепость – была заложена 27 мая 1703 года, и именно в этот майский день Санкт-Петербург ежегодно празднует своё рождение. План крепости составил лично Пётр I совместно с французским инженером Ламбером: шесть бастионов, два равелина и кронверк (первоначально деревянно-земляные, они в 1730-е1740-е и 1780-годы были одеты камнем). В 1712—1732 годах архитектором Доменико Трезини на территории крепости был построен Петропавловский собор, усыпальница российских императоров от Петра I до Александра III. С 1730-х годов в крепости начали отмечать полдень пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. В 1934 году выстрелы прекратили, но в 1957 году эта традиция была возрождена. В 1731 году на Нарышкином бастионе построили Флажную башню, на флагштоке которой стали поднимать крепостной флаг. Его поднимали с утренней зарёй, и опускали на закате, а в настоящее время флаг постоянно находится на верхушке мачты. Петропавловская крепость никогда не принимала участия в сражениях, и большую часть своего существования использовалась в качестве тюрьмы. Среди её знаменитых узников были царевич Алексей, княжна Тараканова, декабристы, А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский и другие. 7 ноября 1917 года в 21:00 после холостого сигнального выстрела из Петропавловской крепости началось наступление большевиков на Зимний дворец (холостой выстрел «Авроры» прозвучал в 21:40).
Не заметить дом Розенштейна невозможно, он напоминает чудесный замок и разглядывать его можно очень долго. Изначально в 1913-1915 годах дом строился как доходный, а его жителями были известные люди, например, писатель Леонид Андреев и певец Александр Давыдов. Оборудование дома поражало: газовые плиты, полотенечные сушилки, встроенные шкафы, углубленные в пол ванны и даже гараж во дворе. Сегодня это архитектурная доминанта площади Льва Толстого, визитная карточка Петроградского района. С 1 февраля 2013 года в доме находится Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.
В 1909-1911 годах в восточной части Александровского парка, рядом с Каменноостровским проспектом, был установлен памятник экипажу миноносца «Стерегущий», геройски погибшему 26 февраля 1904 г. во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Автор проекта и строитель памятника - скульптор К. В. Изенберг (при участии архитектора А. И. фон Гогена). Работы производились по заказу и на средства Морского министерства Главным управлением кораблестроения и снабжений. Пятиметровая композиция, представляющая собой гигантский, пробитый снарядами крест, в который вмонтирована скульптурная группа, установлена на постаменте - глыбе серого гранита, высотой 2,8 м. Памятник стоит на приподнятой земляной площадке, куда ведут каменные лестницы. Памятник изображает часть корабля и двух матросов, открывших кингстоны. В верхней части креста накладными буквами обозначено название героического миноносца - '"Стерегущий". По сторонам памятника - фонари-маяки, укрепленные на каменных столбах. С тыльной стороны установлена большая металлическая доска с описанием подвига экипажа. Под текстом перечислены фамилии погибших с указанием их места рождения и должности. Памятник "Стерегущему" является единственным петербургским монументом в стиле модерн и последним, сооруженным в предреволюционные годы.
Площадь появилась перед Петропавловской крепостью в то время, когда строительство города на Неве только начиналось. На самой площади и рядом с ней были построены первый гостиный двор, первая городская аптека и первая типография, здесь был устроен первый городской рынок. На площади возвышалась Троице-Петровская церковь, давшая название площади, а впоследствии и мосту, переброшенному через Неву. В 18 веке Троицкая площадь являлась административным, торговым и культурным центром Петербурга. Здесь располагались главные правительственные учреждения - Сенат, Синод и коллегии. В наше время на этой площади возведено немало значимых зданий и объектов. В 1929—1933 годах - известный Дом политкаторжан, в 1948 году здесь разбит сквер (архитекторы Н. В. Баранов и О. И. Гурьев). В сквере рядом с Домом политкаторжан, многие жители которого были репрессированы, был установлен Соловецкий камень - памятник жертвам политических репрессий.
Скверу было присвоено имя академика Фёдора Углова в декабре 2013 года. Сквер обращён к клинике госпитальной хирургии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета, которую более 40 лет возглавлял Фёдор Григорьевич Углов (1904-2008). В центре площадки установлена декоративная композиция «Гиппократова чаша». Композиция представляет собой старинный символ медицины — змею, обвивающую чашу. Фёдор Григорьевич Углов был выдающимся учёным, хирургом, общественным деятелем, внёс значительный вклад в медицину, изобретя искусственный сердечный клапан. Все 900 дней блокады в осажденном городе он работал начальником хирургического отделения одного из госпиталей. Фёдор Углов имел самую продолжительную хирургическую практику и был занесен в книгу рекордов Гиннесса (проводил операции и после того, как ему исполнилось 100 лет). 7 октября 2016 года у входа в сквер Фёдора Углова (у дома № 19 по улице Льва Толстого) был открыт памятник академику Фёдору Григорьевичу Углову. На пьедестале памятника из красного гранита начертаны слова Фёдора Углова: «Труд врача – в высшей степени гуманен и благороден». Скульптура выполнена из бронзы и не обладает точным портретным сходством. Создан памятник по инициативе врачей и бывших коллег академика. Над монументом работал народный художник России Анатолий Дема, который в свое время лечился у Углова. По замыслу автора, скульптура представляет собой собирательный образ доктора, обследующего пациента.
Название ей было дано 23 июня 2011 года. Аллея расположена перед футбольным стадионом «Газпром Арена», который был построен на месте снесенного в 2007 году стадиона имени С. М. Кирова.
Левашовский хлебозавод, построенный по новой технологии инженера Георгия Марсакова, вошел в строй в 1933 году. По одной из версий, автором проекта здания хлебозавода может быть архитектор A.C. Никольский из-за схожести некоторых проектов (круглая форма марсаковских хлебозаводов была типична для проектов бань лидера ленинградского конструктивизма). Однако, информация об архитектурном авторстве проекта не сохранилась в официальных документах, автор до сих пор остается неизвестным. Цилиндрическая форма Левашовского хлебозавода обусловлена технологией процесса хлебопечения. Весь комплекс предприятия обладает пятым фасадом. В то время бурного развития авиации, строящиеся здания приобретали еще один «ракурс» - вид сверху. С воздуха здание представляло собой конструктивистский объект, отражающий идеологию социализма, труда. Это могли быть – серп и молот, самолет и т.п. В годы блокады завод был одним из шести хлебозаводов, работавших круглосуточно и не прекращавших работу ни на один день. Хлебозавод был включен в реестр объектов культурного наследия с формулировкой «Левашовский хлебозавод. Здесь выпекали хлеб в годы блокады Ленинграда 1941-1945 годов». В 2017 году было принято решение полностью переоборудовать здание, приспособив его под коммерческие нужды. В связи с этим было демонтировано все конвейерное историческое оборудование, впоследствии сданное на металлолом. В настоящее время от хлебозавода остался сохраненным только каркас. В настоящее время завод и территория – в собственности холдинга RBI, подготовившего проект строительства комплекса из семи многоэтажных корпусов.
«Камчатка» — народное название котельной, в которой работал рок-музыкант Виктор Цоя, лидер группы «Кино». Цой работал в ней в должности кочегара с 1986 по 1988 год. Алексей Учитель снимал здесь сцены фильма «Рок». Сейчас «Камчатка» стала клубом-музеем. Неподалеку от входа находится барельеф памяти лидера группы «Кино», а около котельной «Камчатка» расположен сквер Виктора Цоя. Есть еще один адрес на Петроградской стороне, связанный с Виктором Цоем: 1-я Березовая аллея. В парке на Каменном острове Цой в летнюю практику работал резчиком по дереву, следил за состоянием деревянных скульптур и ремонтировал их.
Брандмауэры на доме вблизи Военно-космической академии (ВКА) им. А. Ф. Можайского, украшенные в 2011 году рисунками на тематику авиации и космонавтики: граффити "Перелёт Чкалова через Северный полюс" и "Освоение космоса". В 1997 году на ступенях, ведущих ко входу в наземный вестибюль станции "Чкаловская" на Чкаловском проспекте, названного в 1952 году в честь знаменитого лётчика, был установлен бюст В. П. Чкалова (скульпторы А. С. Чаркин, В. Д. Свешников и архитектор А.С. Константинов). Второй бюст лётчика В. П. Чкалова можно увидеть в Чкаловском сквере, расположенный между домом с брандмауэрами и Чкаловским проспектом. Валерий Павлович Чкалов (1904-1938) — лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза, командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.
Пара гранитных мифологических львов-стражей, высотой 4,5 м и весом 2,5 т каждая. На обоих постаментах высечена надпись: «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году. Дар генерала от инфантерии Н. И. Гродекова». Если внимательно присмотреться к похожим друг на друга скульптурам, то можно увидеть разницу: они изображают льва и львицу, причем лев в лапе держит шар, а львица - львёнка. Изготовление постаментов и установку скульптур курировал архитектор Л. Н. Бенуа.
Русский, советский архитектор, художник театра, просветитель, один из создателей сталинской архитектуры. Яркий пример его работ в неоклассике – два доходных дома К. В. Маркова в Санкт-Петербурге (№ 65 (1908—1910) и № 63 (1910—1911) по Каменноостровскому проспекту) с применением «колоссального» ордера и эркеров. Владельцем этих домов был военный инженер К.В. Марков, директор правления акционерного общества "А.Ауэбах и К". В 1912 г. на Международной строительной выставке за лучшие лицевые фасады Щуко получил серебряную медаль.
Съезжинская улица соединяет Большой и Кронверкский проспекты Петроградской стороны. Улица ранее называлась и 2-й Введенской, и Малой Белозерской. Хотели даже ее назвать и Задней Никольской. Но на углу этой улицы и Большого проспекта построили Съезжий двор: полицейскую управу, помещения для арестованных и пожарную часть. Сейчас это дом № 2. Существующее в наше время здание построено в 1827 году, перестраивалось в 1860 и 1885 годах, это одна из самых старых построек района. На улице находятся еще несколько бывших доходных домов, являющихся памятниками архитектуры. Отмечена улица и в литературе. Свидригайлов, один из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», покончил жизнь самоубийством на углу Съезжинской улицы и Большого проспекта Петроградской стороны.
Сытный рынок - старейший рынок Санкт-Петербурга, основанный в 1711 году. Сначала рынок назывался Обжорным, потому что люди приходили сюда в харчевни за горячей едой. На рынке находилась биржа и каменные лавки, но когда в 1735 г. биржа была переведена на Васильевский остров, а главный рынок в Адмиралтейскую сторону, то здесь остались одни деревянные лавки. За плохие товары торговцы подвергались жестоким телесным наказаниям, а за фальшивые весы назначался штраф. На рынке иногда выставлялись тела государственных преступников и злодеев, казненных на Троицкой площади. Сюда же была перенесена в 1721 г. с Троицкой площади виселица с телом сибирского губернатора князя Матвея Гагарина. В начале XX века по проекту архитектора М. С. Лялевича было возведено кирпичное здание рынка, а в 2000-х годах на его территории было построено новое здание торгового центра «Сытный». В обоих зданиях идет торговля.
Доходный дом Лидваль — памятник северного модерна в Санкт-Петербурге. Построен в 1899—1904 годах. Во второй половине XIX века участок дома №1-3 по Каменноостровскому проспекту состоял из двух отдельных участков. На южной части в 1857 году по проекту Р. Б. Бернгарда был построен трёхэтажный жилой дом. В соседствующих нежилых постройках разместилась ламповая и бронзовая фабрика. В 1875 году фабрика расширилась и стала заводом бронзовых изделий, владельцем которого был Иоганн Андреас Кумберг. В несохранившемся до наших дней доме №1 в 1897-1898 годах жил архитектор Максимилиан Егорович Месмахер. Отсюда он уехал навсегда из России и поселился в Германии. 28 сентября 1898 года участок купила в кредит шведская подданная Ида Амалия Лидваль. Проектирование нового дома она поручила своему сыну, только что окончившему Академию художеств. К 1904 году здесь был построен новый дом по проекту Фёдора Лидваля. В связи с наличием на участке старых построек строительство пришлось начать в 1899 году со стороны Малой Посадской улицы. В 1901-1902 годах возведён поперечный пятиэтажный корпус. Главная часть завершена к 1902 году, северное крыло - к 1903, южное - к 1904. На перилах балкона первого этажа привлекает внимание кованая буква "L" - первая в фамилии Lidvall. Северное крыло являлось особняком Лидвалей. Здесь жила до своей кончины в 1915 году Ида Амалия вместе со всей своей семьёй. В январе 1904 года квартиру в доме Лидвалей купил военный министр, генерал от инфантерии, генерал-адъютант Алексей Николаевич Куропаткин. Его семья занимала квартиры №33 и 38, объединённые в одну. Именно отсюда генерал уехал в Маньчжурию как главнокомандующий вооружёнными силами на Дальнем Востоке. Кроме частных лиц до 1917 года здесь снимали помещения общество по возведению бетонных сооружений «Три короны», заводское правление. В советское время здесь размещалась трудовая школа, музыкальный отдел. Квартиры снимали актёры, в частности народный артист СССР Юрий Михайлович Юрьев. В 1909 году в этом доме жил художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
История создания Института экспериментальной медицины весьма интересна. В ноябре 1885 года своей взбесившейся собакой был укушен офицер гвардейского корпуса, которым командовал Принц Александр Петрович Ольденбургский. По распоряжению и на средства Александра Петровича офицера направили в Париж для лечения в лабораторию Луи Пастера, c которым Принц был знаком лично, и где за несколько месяцев до этого были проведены первые прививки. Сопровождающему офицера военврачу Н.А. Круглевскому было поручено ознакомиться с приемами приготовления «яда бешенства». Тогда же, с целью распространения в России открытого Пастером «способа борьбы с водобоязнью», А.П. Ольденбургский поручил ветеринарному врачу К.Я. Гельману осуществить опыты на кроликах, зараженных бешенством. Лаборатория для проведения научных исследований была организована при ветеринарном лазарете лейб-гвардии конного полка, однако, ни помещение ветеринарного лазарета, ни штатные возможности (станция содержалась на личные средства А.П. Ольденбургского) не позволяли развернуть масштабные исследования. Тогда Принц обратился к Александру III, и 2 ноября 1888 года было получено «соизволение» на учреждение при Свято-Троицкой общине сестер милосердия, заведения, подобного существующему в Париже институту Пастера, «без отпуска средств от казны». После получения разрешения Императора, А.П. Ольденбургский приобрел на личные деньги на Аптекарском острове участок земли с несколькими постройками. 8 (21) декабря 1890 года Институт был освящен и торжественно открыт. Ему было пожаловано название «Императорский институт экспериментальной медицины», а Принц А.П. Ольденбургский назначен его попечителем. Усадьба ИЭМ охраняется государством, многие его здания являются памятниками архитектуры.
«Юбилейный» — спортивный комплекс в Санкт-Петербурге рядом со стадионом «Петровский» и станцией метро «Спортивная». Дворец был построен в 1967 году и первоначально назывался Дворец спорта ленинградских профсоюзов «Юбилейный». Над проектом работал коллектив авторов: инженер А. П. Морозов, архитекторы Г. П. Морозов, И. П. Сусликов, А. Л. Левханян, Ф. Н. Яковлев. Центральное здание комплекса — круглое в плане, диаметром 94 м и высотой 22 м. Имеются также Большой и Малый вспомогательные корпуса (Малая арена и Тренировочный каток) и Детский каток. На аренах дворца проходят как спортивные состязания, так и театрализованные представления, концерты и выставки.
Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб был официально открыт 21 мая 1860 года. Он был образован из кружка любителей водного спорта, морских путешествий и парусных гонок «Моряк на все руки». База яхт-клуба расположилась на Крестовском острове, вблизи Ново-Крестовской деревни, на берегах Средней Невки и реки Винновки (современный Гребной канал). Поначалу яхты использовались членами клуба для прогулок и соревнований вокруг островов – Каменного, Елагина, Крестовского, затем стали предприниматься походы к финским шхерам; впоследствии осуществлялись и дальние путешествия по Европе целыми эскадрами. В 1894 году здание клуба постиг сильный пожар. Страховое общество выплатило клубу солидную сумму, и на эти средства по проекту архитектора Василия Шауба построили новое деревянное здание, просуществовавшее до 1950-х годов. За первые 50 лет своей деятельности Санкт-Петербургский речной яхт-клуб привлек 2700 человек, приобрел 533 яхты и организовал более 500 гонок. В 1910 году в честь 50-летнего юбилея клубу было присвоено название «Императорский речной яхт-клуб», а покровителем его стал наследник престола цесаревич Алексей Николаевич. После революции аристократический яхт-клуб прекратил свое существование, а в 1919 году на его базе организовали первый морской отряд для обучения молодежи военно-морскому делу и парусному спорту. В 1930-х годах Речной яхт-клуб переехал на Петровский остров. Во время Великой Отечественной войны на территории яхт-клуба на Петровском острове располагалась воинская часть ПВО, зенитная батарея. Многие яхтсмены и буеристы участвовали в разведывательных операциях, были проводниками и лоцманами. В 1974–1976 гг. богатое пароходство на месте старого деревянного здания В. Шауба построило современное здание яхт-клуба и новые причалы. Сейчас на набережной Мартынова, 92 располагается Морской яхт-клуб.