Обучающий проект
«Современная шведская детская литература в России: опыт прочтения и реализация читательских практик»

Швеция выступает одним из мировых лидеров в области детской художественной литературы. Детская литература в Швеции очень самобытна, имеет высокий статус и отражает тенденции, проявляющиеся в литературе для взрослых.

Библиотеки Петроградской стороны не первый год сотрудничают с Генеральным консульством Швеции в Санкт-Петербурге: регулярно участвуют в празднике «День Швеции на Малой Конюшенной», проводят занятия в рамках проекта по приобщению детей к чтению в Генеральном консульстве Швеции в Санкт-Петербурге «Сказка в Шведском уголке» и «Экспериментарий в Шведском уголке». Предпосылкой к созданию проекта стало желание поделиться нашим уникальным опытом работы со шведской детской книгой и познакомить руководителей детским чтением с феноменом популярности  шведской детской литературы.

Проект представляет собой курс, состоящий из 4 семинаров-практикумов, разработанных специалистами Центральной детской библиотеки СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района» (при поддержке Генерального консульства Швеции в СПб) , для библиотекарей, педагогов, воспитателей и родителей по вопросам шведской детской литературы. Каждое занятие курса посвящено определенной теме и затрагивает не только обзор современной шведской литературы, но и практически знакомит с опытом работы  с конкретной книгой для определенного возраста.

Содержание цикла образовательных семинаров:

Семинар-практикум  №1 «Не просто картинка. Феномен шведской книги для дошкольников»
Первое занятие  посвящено шведской книге-картинке –  особому, выразительному и набирающему силу жанру, который последовательно развивается с начала  20 века. На лекции мы поговорим об истоках этого жанр, обсудим, что сегодня предлагает дошкольнику шведская книжная полка и каким образом хорошие книги-картинки могут помочь разобраться со сложными детскими вопросами, проблемами и даже страхами, которые тревожат маленького ребенка.

Вы узнаете:
- как использовать шведскую книгу-картинку для занятий с детьми дошкольного возраста?
- какие функции несет в себе книга-картинка?
- для чего дошкольнику стоит читать книги о повседневной действительности?
- какие книги помогут познакомить дошкольника с окружающей его природой?
- как книга-картинка может помочь в организации литературного праздника или мастер-класса?

Семинар-практикум  №2 «С книгой в рюкзаке: современная шведская литература для младших школьников»  
Второе занятие  посвящено  книгам для младших школьников (для детей от 7 до 10 лет). Это книги современных шведских авторов, которые помогут детям справиться со страхом перед первым походом в школу, встречей с новыми одноклассниками и учителями. Это книги о первых победах и поражениях, о том, как найти друзей и как пережить разочарование или предательство, как обрести веру в себя и как справляться с проблемами, которые могут возникнуть в семье и в школе. Мы обсудим, как книга может помочь взрослому лучше понять ребёнка и наладить с ним взаимоотношения. 
Кроме того мы поговорим о научно-популярных книгах, которые подарят много идей для совместных прогулок, путешествий, наблюдений за природой и окружающим миром.

Вы узнаете:
- какие научно-популярные книги шведских авторов помогут детям в освоении школьной  программы?
- как использовать шведскую литературу для создания школьных проектов и наполнения портфолио?
- какую шведскую литературу стоит читать вместе с детьми на уроках внеклассного чтения или в библиотеке и как ее обсуждать?
- почему не нужно бояться детских книг о потере и разочаровании и стоит ли ограничиваться только сказками со счастливым концом?

Семинар-практикум  №3 «Чудаки и зануды». Современная шведская литература для подростков (12-15 лет).
На этой встрече мы не только обсудим проблемы, возникающие в период взросления и пути их решения с помощью современной литературы, но и подберём книги, которые не оставят равнодушными даже «нечитающих» подростков, а также помогут родителям и педагогам лучше понять детей в этот непростой период. 
В мире современной шведской литературы есть такие авторы и книги, которые разговаривают с взрослеющими детьми на самые непростые темы. И этот разговор – иногда самый нужный и самый своевременный, спасающий лучше любого врача, помогающий понять и принять себя и мир вокруг, не совершить непоправимой ошибки и не перестать верить и двигаться вперед.     И, что особенно важно, разговор доверительный, интимный, без посредников и страха быть разоблаченным и осмеянным. Нужно только предоставить подростку возможность, помочь ему найти и узнать ту самую-самую нужную книгу: современную, честную, интересную.

Вы узнаете: 
- о чём не говорят подростки своим родителям; 
- чем отличается современное поколение детей; 
- как книга может помочь решить или предупредить проблемы, возникающие в подростковом возрасте;
- как хорошая литература выстраивает диалог между подростком и миром взрослых;  
- что делать, если подросток устал от уроков и отказывается читать книги, которые не входят в школьную программу; 
- что можно сделать в классе или в библиотеке, чтобы подростки начали читать?

Семинар-практикум  №4 «Правда или Последствия?!»: современная шведская литература young adult (16-18 лет).
Встреча, посвященная модной теме - литературе «молодых взрослых» или YA (Young Adult).  Книги для молодежи (16-18 лет), или young-adult books во всём мире набирают все большую популярность, сегодня их читают не только подростки и молодежь, но и многие взрослые. Чем обусловлен интерес к этой литературе? 

Подростки часто сталкиваются с взрослым миром болезненно. Они пока не знают, как жить в новых условиях взросления: как отразить агрессию, сохранить индивидуальность, не изменять самому себе, но и не стать изгоем. Авторы молодежных книг пишут о современных проблемах, близких и понятных читателям. Пишут о вещах, интересных тем, кого еще сложно назвать взрослым, но и считать ребенком уже нельзя.

Они смело говорят о важном:
- проблемы бывают в каждой семье;
- популярность, к которой все так стремятся в этом возрасте, может приносить боль и разочарование;
- понять и принять самого себя важнее, чем угодить окружающим;
- одиночество порой спасительнее мнимой дружбы.

В этих книгах есть грусть, злость, нежность и любовь. А еще в них много искренности и честности, поэтому они так востребованы среди молодёжи – самой внимательной и нетерпимой к фальши аудитории. 
В мире шведской литературы Young Adult есть авторы, способные говорить с читателем откровенно и на равных. Герои их произведений, пройдя сквозь трудные ситуации, сохраняют себя и обретают важные знания и чувства. 

По вопросам организации обучения обращаться: zav.metod@yandex.ru, тел. 346-34-90

Я не верю в монстров

Стартовал совместный антибуллинговый проект Центральной детской библиотеки Петроградского района и библиотек Фрунзенского района "Я не верю в монстров".

Что делать, если ребенка унижают его сверстники или взрослые? Травля (буллинг) – жизненно важная, но неудобная проблема, которую часто игнорируют, о которой предпочитают молчать. Разобраться в этой непростой ситуации может помочь хорошая художественная литература, написанная специально для детей и подростков. Именно поэтому появилась идея межрайонного библиотечного проекта, задача которого не просто защитить и поддержать ребёнка, но и научить его доброжелательному, здоровому общению с окружающими людьми через книгу.

В рамках проекта составлен аннотированный указатель художественной литературы для детей, подростков, педагогов и родителей «Я не верю в монстров», посвященной проблеме детской травли. Печатный вариант каталога, а так же представленные в каталоге книги можно взять в нашей библиотеке. Каталог в формате PDF доступен для скачивания на сайте.

По самым интересным и сильным книгам на тему травли мы разработали занятия для классов начальной, средней и старшей школы, которые будут проходить в онлайн режиме. Хотите присоединиться? Для записи организованных коллективов на мероприятия проекта необходимо отправить письмо с заявкой в личные сообщения  группы.

Мы не верим в монстров! А вы?