Название этого места на Петроградской стороне может ввести в заблуждение. Да, названо оно в честь Ученика, но не того, кто написал всем известное произведение об Учителе, а другого — с созвучным, но все же иным именем. Из-за этой путаницы с именами мы неправильно произносим название места.

Другое название места также может нас обмануть. Дано оно было в честь известного деятеля, но не Старосты, а обувщика.

Вопросы:

  1. Какое место мы загадали? Приведите оба названия.
  2. С какой победой русской армии связано первое название?
  3. Что в петровские времена было перенесено сюда из Петропавловской крепости?
  4. Кем был тот деятель, в честь которого место переименовали в ХХ веке?

Ответы отправляйте с помощью формы справа.

Правильный ответ и имена победителей будут опубликованы 25 октября.

Удачи!

Его имя носит растение, но не его живописный сад, которым восторгались лучшие ботаники и садоводы Европы. В его доме находили приют все служители муз, но и для иных нуждающихся он строил приюты.

У сада и дома длинная история и сложная судьба. В конце 30-х годов ХХ века здесь произошло событие, первое в нашей стране, открывшее собой целую эпоху.

Вопросы:

  1. Кем был тот замечательный человек, упомянутый нами?
  2. Как и в честь кого называется сад? Чье имя он носил в ХХ веке?
  3. О каком событии идет речь?

Правильные ответы и победители

Правильные ответы:

  1. Василий Федулович Громов, купец, лесопромышленник, меценат
  2. Лопухинский сад назван по имени его бывшего владельца — светлейшего князя Петра Васильевича Лопухина, генерал-прокурора, а впоследствии министру юстиции. В ХХ веке сад носил имя Ф. Э. Дзержинского.
  3. 7 июля 1938 года из телецентра, располагавшегося в доме В. Ф. Громова, была проведена первая опытная телетрансляция.

Cентябрьская загадка была посвящена нашему замечательному земляку Василию Федуловичу Громову (1789–1869), купцу, лесопромышленнику, меценату и благотворителю.

Василий Федулович происходил из семьи старообрядцев, где издревле существовала особенная мораль и отношение к богатству. Среди старообрядцев, живших общинами, ценились взаимопомощь, честность и справедливость, а накопленные богатства должны были служить людям. Именно благодаря этим нравственным ценностям купец Громов прослыл выдающимся меценатом и благотворителем. Он жертвовал свои деньги на нужные и благие дела. Василий Федулович перестраивал Смольный собор, содержал сиротские дома, больницы. Передал много денег на строительство петрозаводского кафедрального собора во имя Сошествия Святого Духа. Он основал Громовский приют Александровской сыпной больницы, а также известный Громовский приют святого Сергия. Выстроил здания Коммерческого училища в Чернышевом переулке, детского приюта и столовой для бедных в Кронштадте, женского училища в Лодейном Поле, школы для девочек в Павловске, женской гимназии в Новгороде, Преображенского приходского училища в Таллине. Даже «братьев наших меньших» купец Громов не оставил без внимания и финансировал Общество защиты животных. А когда началась Крымская война, на собственные средства построил десять канонерских лодок.

Настоящей страстью Василия Федуловича было садоводство. В 1848 году он приобрел Лопухинский сад на Аптекарском острове и переделал его на свое усмотрение. Перепланировку сада он поручил знаменитому петербургскому садовнику Евгению Одинцову, оранжереи (они не сохранились) возводил зодчий Валаамского монастыря Александр Горностаев, а Евгений Винтергальтер перестроил для Громова и Лопухинскую дачу. Друг Громова, художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов вспоминал: «Сад содержался роскошно. Дом стоял, что дворец загородный. Били фонтаны, была пароходная пристань и легкий паровой катер для прогулок, а по другую часть въезда стояла превосходная громадная оранжерея, где иногда зимой давались феерические праздники под громадными пальмами и другими редкими растениями. Он любил цветы, и дом его круглый год имел роскошное украшение. Любил он и лошадей, конюшня его была первоклассная. Музыка была ему тоже сродни по душе. Он иногда пел для себя, как умел, а для гостей давал концерты, приглашая всех знаменитостей петербургского музыкального мира. Стол держал открытый постоянно, как на даче, так и в городе, угощая всегда хорошим вином и тонкой кухней. А также любил он и картины, художество и художников».

В дневнике министра внутренних дел Петра Валуева сохранилась запись: «Был на даче Громова для осмотра сада, который великолепен, как и вся дача». Василий Громов состоял одним из 12 основателей Российского императорского общества садоводства. Директор Ботанического сада Э. Регель назвал в честь Василия Федуловича вновь открытое растение Gromovia pulchella. 8 мая 1869 года европейские ученые и садоводы, прибывшие в Петербург на международную выставку садоводства, посвятили Громовскому саду целый день. Они приплыли на дачу на специально зафрахтованном пароходе, осмотрели оранжереи и сад и, как пишут биографы Громова, «собственноручно в знак выражения своего ботанического восторга от увиденного выкопали не большую ямку и пересадили Gromovia pulchella в избранное место, украсив дерево листками бумаги с фамилиями каждого из посетителей». Василий Федулович оказывал поддержку молодым талантливым художникам, принимал их у себя на даче, предоставлял им кров и стол. И гений этого места по сей день не оставляет Лопухинский сад. Здесь собираются художники, проходят концерты и фестивали. Лопухинский сад имеет длинную историю. Нынешняя его территория — это лишь часть обширного пейзажного парка, принадлежавшего в конце XVIII – начале XIX века светлейшему князю Петру Васильевичу Лопухину, генерал-прокурору, а впоследствии министру юстиции. Парк занимал громадное пространство от Большой Невки до нынешней улицы Графтио.

В ХХ веке Лопухинский сад пережил множество перепланировок и реконструкций. С 1926 по 1991 год он носил имя Ф. Э. Дзержинского. С 8 сентября 1930 года по 1993 год здесь стоял памятник Железному Феликсу работы скульптора А. В. Крыжановской. С 1938 по 1961 год в части дома Громова (каменном здании, примыкающем к деревянной даче) работала Ленинградская студия телевидения. Именно отсюда 7 июля 1938 года была проведена первая опытная телетрансляция, а с 1 сентября началось регулярное вещание. Телецентр работал до начала Великой Отечественной войны, а после войны регулярной вещание возобновилось только к началу 1949 г. Студия по-прежнему располагалась в доме Громова, а башня с антенной высотой 121 м и техническое здание с телевизионным передатчиком стояла напротив, с выходом на улицу Чапыгина. Передатчик работал на первом частотном канале в стандарте 625 строк и 25 кадров в секунду и транслировал одну программу Ленинградского телевидения. Однако уже через два года, в 1951 г. появился проект нового многопрограммного телецентра. 26 января 1952 г. вышло распоряжение Совета Министров СССР о строительстве телевизионной башни для нового телецентра, рассчитанного на теле- и радиовещание на Ленинград и Ленинградскую область. Строительство Ленинградской телебашни на Аптекарской набережной продолжалось с 1956 по 1962 годы, и 23 февраля 1963 года началась регулярная телетрансляция. Радиус эфирного покрытия для вещания составляет около 100 км.

Победителями сентябрьского розыгрыша становятся:

  • Анатолий Карпов
  • Александр (stdo@mail.ru)
  • Екатерина Вершинина

Информация о получении сувенирных призов от библиотечной системы Петроградского района будет отправлена победителям на почту.

Узнать интересные факты в истории Петроградской стороны можно на нашем сайте: pr-cbs.ru/petrograd-side.

Два творческих человека, взяв псевдоним, не сменили фамилию. И даже имен своих они не меняли.

Вопрос 1. Почему же тогда мы считаем, что творили они под псевдонимом?

Одна из улиц Петроградской стороны не случайно некоторое время называлась в честь этих творцов. Она соединяет улицу имени героя, чей образ они воплотили, с тем местом, где этот образ был воплощен.

Вопрос 2. Как называется эта улица сейчас? И какие еще названия она носила на протяжении своей истории?

В XVIII веке нынешнее название загаданной улицы носили и другие улицы Петроградской стороны, проходящие всего в нескольких сотнях метрах от нее.

Вопрос 3. Назовите хотя бы одну из них.


Правильные ответы и победители

Наша августовская загадка была посвящена выдающимся русским режиссерам и сценаристам Георгию Николаевичу (1899–1946) и Сергею Дмитриевичу (1900–1959) Васильевым, взявшим себе общий псевдоним — Братья Васильевы, хотя в действительности они были только однофамильцами. Этот псевдоним возник после того, как в 1928 году их иронически породнил в своей статье В. Б. Шкловский. Сами Васильевы впервые так себя назвали в 1932 году в фильме «Личное дело».

Иллюстрация для фильма 'Чапаев'

Самый известный фильм Братьев Васильевых — «Чапаев» (Ленфильм, 1934). Эта кинолента имела поистине триумфальный успех: Первая премия «Серебряный кубок» на МКФ в Москве, 1935; Гран-при и диплом на Международной выставке в Париже, 1937; Государственная премия СССР, 1941; Бронзовая медаль на МКФ в Венеции, 1946. Центральным героем киноповествования Братьев Васильевых стала реальная личность, герой Гражданской войны Василий Иванович Чапаев, чей образ был раскрыт всеми средствами звукового кинематографа того времени: точный монтаж, тонко построенные мизансцены, сложная психология персонажей, динамика рассказа, трагический финал, придавший фильму смысловую завершенность. Но главное в фильме то, что яркие, органичные и немного ироничные образы героев настолько полюбились зрителям, что ушли в народ.

Фильм снимался на «Ленфильме», и потому к 30-ой годовщине его выхода на экраны улица Петроградской стороны, соединяющая прославленную киностудию с улицей Чапаева, была переименована в честь режиссеров. Так бывшая Малая Посадская улица стала улицей Братьев Васильевых. Впрочем, у прежнего (и нынешнего) названия этой улицы своя история.

Главный вход в Ленфильм

Любопытно, что название Малая Посадская в прошлом носили разные улицы. В XVIII веке одно время так называли нынешнюю Дивенскую улицу. На плане 1753 года 2-й Малой Посадской улицей названа часть нынешней улицы Мира. С 1762 г. название Малая Посадская относится уже ко всей улице Мира.

Нынешняя же Малая Посадская улица до середины XIX века не только носила разные названия (Певческая, Малая Дворянская ул., 1-я Торговая (участок), Дворянская), но и имела разные границы. Например, на подробном плане Санкт-Петербурга генерал-майора Шуберта (1828 год) она уже носит современное название, но короткий отрезок от Каменноостровского проспекта до пересечения Большой и Малой Посадских отнесен к Большой, а не к Малой, как сейчас. Интересно выглядит карта Санкт-Петербурга 1834 года, где нынешняя Малая Посадская от нынешней Мичуринской улицы до Большой Невки названа Малой Дворянской. Как известно, такое название в XIX веке носила именно Мичуринская улица, однако в то время она вместе с отрезком Малой Посадской до Каменноостровского проспекта названа Гагаринской. И только в 1849 году эти улицы приобрели знакомые нам названия.

Улицей Братьев Васильевых Малая Посадская стала 9 ноября 1964 года и только в 1989 году она вернула себе прежнее название.

Правильные ответы:

  1. Братья Васильевы, которые вовсе не были братьями, а только однофамильцами.
  2. Малая Посадская. В прошлом она носила и другие названия: Посадская, Певческая, Малая Дворянская ул., 1-я Торговая (участок), Дворянская.
  3. В XVIII веке Малой Посадской называли Дивенскую улицу. На плане 1753 года 2-й Малой Посадской улицей названа часть нынешней улицы Мира. С 1762 г. название Малая Посадская относится уже ко всей улице Мира.

Наши победители:

  • Елена Ушкова
  • Раиса Мальцева
  • Татьяна Олеговна

Информация о получении сувенирных призов от библиотечной системы Петроградского района будет отправлена победителям на почту.

Узнать интересные факты в истории Петроградской стороны можно на нашем сайте: pr-cbs.ru/petrograd-side.

«Идиллическая страна», «Аркадия», — такими словами известный писатель в своем самом знаменитом романе охарактеризовал некую историческую местность, расположенную на Петроградской стороне. Другая часть Петроградского района, соседствующая с загаданной местностью, подскажет нам фамилию этого писателя.

Вопросы:

  1. О какой исторической местности идет речь?
  2. Какие топонимы Петроградской стороны были образованы от названия этой местности? Какой из этих топонимов сохранился до наших дней?
  3. Назовите загаданного нами писателя и его роман.
  4. В пределах каких улиц расположена загаданная местность, и как определяет ее границы писатель?

Правильные ответы и победители

В нашей июльской загадке речь идет о Колтовской слободе, расположенной в западной части Петроградской стороны. Этот исторический район появился в 20-е годы XVIII века, когда здесь была построена слобода Невского гарнизонного полка, находившегося под командованием полковника Петра Колтовского. По фамилии военачальника вскоре стал называться и полк, и слобода. Затем название Колтовских получили и улицы района, из которых только Средняя Колтовская сохранила свое название.

Карта

Большая Колтовская улица в середине XVIII века называлась просто Колтовской. С конца века ее стали именовать Большой Колтовской (хотя до 1829 года параллельно существовали и два других названия — Средняя и Спасская улицы). Улица просуществовала до 17 декабря 1952 года, когда ее присоединили к Пионерской улице.

Малая Колтовская улица, расположенная между Малой Зелениной и Средней Колтовской улицами, исчезла с карт в середине 30-х годов ХХ века.

Колтовской называлась и нынешняя набережная Адмирала Лазарева, которая прежде шла от Левашовского проспекта до реки Ждановки. Однако в 1931 году участок к западу от Пионерской улицы был включен в территорию завода «Вулкан». Современное название набережная обрела 15 декабря 1952 года в честь Михаила Петровича Лазарева (1788–1851), мореплавателя и флотоводца, одного из первооткрывателей Антарктиды.

В 1947–1949 годах был построен и Колтовский мост, который вел к стадиону имени С. М. Кирова. В декабре 1952 года его вместе с набережной переименовали в Лазаревский. Уже в наше время, в 2008–2009 годах он был полностью перестроен и стал вантовым.

Лазаревский мост соединяет Колтовскую слободу с Крестовским островом. По иронии судьбы, именно писателю Всеволоду Владимировичу Крестовскому, автору «Петербургских трущоб», принадлежит самое примечательное описание этого исторического района:

«Петербург имеет свои идиллические страны; целый квартал этого холодного, промышленного, официального города взялся с давних времен разыгрывать роль петербургской Аркадии и не без успеха фигурирует в своем амплуа, убеждая всех и каждого, что петербургская жизнь в одном укромном уголке имеет-таки буколическую сторону.

Страна эта лежит на юго-западной оконечности обширного острова, известного во времена допетровские под именем Койвисари, а в послепетровские — под именем стороны Петербургской. Граничит эта вышеназванная буколическая страна: к северу — речкой Карповкой, к югу — речкой Ждановкой, к западу — Большой Невкой. В полиции известна под именем 2-го квартала Петербургской части; у извозчиков и старожилов — под именем Колтовской. Изобилует многочисленными породами чиновников, от коллежского регистратора до надворного советника включительно, кои подразделяются на бегающих к отправлению служебных обязанностей и не бегающих, то есть покоящих в лоне семейства своих по окончании поприща служебного. Обитательницы в большинстве своем оказывают пристрастие к кофею и к чесанию языка, обыкновенно насчет ближнего своего или насчет благоверного, невпору загулявшего "среди долины ровныя, в компании прохладной". Достопримечательности страны: Колтовской Спас — очень древняя деревянная церковь; дача с жестяным куполом и еще другая дача, ныне совсем почти заброшенная, зато весьма блиставшая в первой четверти девятнадцатого столетия. Колтовские старожилы помнят еще необыкновенной вышины шест, принадлежавший к этой даче: на него в известное время выкидывался флаг, который можно было видеть за несколько верст — из окон домов Дворцовой набережной. Теперь уж ничего этого не осталось; дача принадлежит другому владельцу, строение все более и более приходит в ветхость, сад заглох, запустел... одна только деревянная мостовая (тоже достопримечательность Колтовской), служащая ныне на пагубу извозчичьих дрожек, напоминает собою местным жителям то время, когда процветала покинутая дача, когда гремела там знаменитая роговая музыка и с нею вместе вся страна Колтовская.

Собор

15 сентября 1864 года Колтовская торжественно праздновала свое обновление: она вымостилась. До этого же времени, без сомнения, составляющего важную эпоху в жизни Колтовской, узенькие улицы и закоулки ее представляли обильное царство густой, глубокой, неисчерпаемой и вовеки невысыхающей грязи. Были места, в которые ни один извозчик не соглашался везти вас, какую бы вы плату ни давали — из опасения застрянуть среди колтовских грязей, где для пешехода требовались особенное искусство и гимнастическая сноровка, чтобы кое-как пробраться вдоль стен, цепляясь за ставни и заборы. Зато, однако, и по сю пору отважный путешественник-исследователь может открыть такие улицы и переулки, в коих не имеется ни одного строения. За забором с одной стороны — какой-нибудь бесконечный огород; с другой — вечно дремлет заглохший, тихий сад, безмятежный притон тысячи ворон и галок, о чем свидетельствуют их неуклюжие черные гнезда на высоких березах и пронзительные крики с тревожными перелетами под сумеречную пору. Если бы вы спросили меня: проезжал ли когда по такой улице хоть один экипаж? — я почти с уверенностью отвечал бы вам: нет; потому — за каким чертом и кого понесет нелегкая в эту безлюдную трущобу? На улице — ни малейших следов колесной колеи: зимой она занесена глубоким, полуторааршинным снегом; летом — сплошь покрыта обильною растительностью: лопухами, колючим репейником, травою, которая служит безвозмездною пищей для двух-трех коров, неизвестно кому принадлежащих, да для рыжей свиньи с поросятами. Кроме этой дачной публики, вы никого не встретите на такой улице — хоть простойте там от зари до зари.

Здание главного корпуса Бригады Отдельного корпуса пограничной стражи с домовой церковью во имя святителя Николая Чудотворца

Колтовская — по преимуществу страна дворянская, семейственная, тогда как, например, Спасская, бывшая третья Адмиралтейская часть города — по преимуществу плебейская и холостая. В Колтовской, как уже сказано выше, мирно живут всевозможные чиновники со чады и домочадцы. Пройдите хоть по любой улице — и наворотные дощечки поминутно будут гласить вам: дом коллежского секретаря Миронова, дом жены титулярного советника Агафьи Ивановны Упокойкиной, дом надворного советника и кавалера Пахомова и т.д. и т.д. Даже вид самих строений отличается буколически семейственным характером: маленькие домики в три или пять окон, с мезонином, с зелеными ставнями, с неизменным садиком и цепной собакой во дворе. В окнах, за кисейными занавесками, увидите вы горшки с геранием, кактусом и китайскою розою, какую-нибудь канарейку или чижа в клетке, — словом, куда ни обернись, на что ни взгляни — все напоминает царство жизни мирной, тихой, скромной, семейственной и патриархальной. Есть даже такие семейства, которые и знать ни о чем, кроме Колтовской, не хотят, — которые роднятся, кумятся и женятся между собою, между своими коренными колтовчанами. Это — мир совершенно особый, замкнутый, почти совсем изолированный от остальной городской жизни; спокойствие его несколько возмущается только в летние месяцы, когда из города перебираются туда дачники; во все же остальное время безмятежный мир и тишина царствуют над колтовской страной».

К описанию В. В. Крестовского можно добавить, что военный дух этого изначально армейского поселения сохранился надолго. В XIX столетии центром территории Колтовской слободы был комплекс построек Второго кадетского корпуса. Позднее в этом районе, наряду с обычной городской застройкой, появились и другие военно-учебные заведения: Владимирское училище, Пехотное юнкерское училище, Павловское училище, Военно-топографическое училище.

Правильные ответы:

  1. Колтовская слобода.
  2. Большая, Средняя и Малая Колтовские улицы, Колтовская набережная, Колтовский мост. Сохранилась только Средняя Колтовская улица.
  3. Всеволод Владимирович Крестовский «Петербургские трущобы».
  4. Между Пионерской (бывшей Большой Колтовской), Большой Зелениной, Корпусной улицами и набережной Адмирала Лазарева (бывшей Колтовской). В романе В. В. Крестовского: «Граничит эта вышеназванная буколическая страна: к северу – речкой Карповкой, к югу – речкой Ждановкой, к западу – Большой Невкой».

Наши победители:

  • Lora
  • Елена Ушкова
  • Марина Гранатштейн

Информация о получении сувенирных призов от библиотечной системы Петроградского района будет отправлена победителям на почту.

Узнать интересные факты в истории Петроградской стороны можно на нашем сайте: pr-cbs.ru/petrograd-side.

Хочется знать, что за труд замышляет когорта ученых:
Кто же из вас описать все деяния Августа взялся?
Кто же векам передаст все войны его, перемирья?

Эти строки из стихотворения Квинта Горация Флакка имеют прямое отношение к деятельности литературно-философского кружка, долгое время собиравшегося в доме его председателя на Петроградской стороне. «Деяния Августа» вдохновляли и восхищали всех его участников, а назван был кружок двумя слова из приведенной цитаты (правда, переведены они были с латыни иначе).

Можно подумать, что мост, расположенный в километре с небольшим от места собраний кружка, назван в честь одного из его членов, однако это не так. Название моста связано со славной военной историей и лишь опосредовано с двоюродным братом упомянутого кружковца.

Вопросы:

  1. Как назывался литературно-философский кружок? Где на Петроградской стороне он собирался?
  2. Кто был председателем кружка? В каких трудах он «описать все деяния Августа взялся»? Какое учебное заведение он открыл на Петроградской стороне?
  3. Назовите других участников кружка. Кем был тот из них, кого мы упомянули в связи с мостом?
  4. Какова история названия упомянутого нами моста?

Правильные ответы и победители

Июньская загадка была приурочена к 350-ой годовщине со дня рождения Петра I. Однако свои вопросы мы посвятили не самому основателю нашего города, а «птенцам гнезда Петрова», прославившимся и сделавшим карьеру при царе-преобразователе.

Главным идеологом петровских реформ был выдающийся просветитель, богослов, философ и ученый-гуманист Феофан Прокопович (1681–1736). Будучи духовным лицом и одновременно мыслителем, он стал автором философских трудов нового для России типа, ориентированного не на Библию и догматы церкви, а на науку и светскую культуру. Вокруг Прокоповича сложился кружок единомышленников, названный «Ученой дружиной», куда входили видный историк и государственный деятель Василий Никитич Татищев (1686–1750), сатирик, дипломат и мыслитель Антиох Дмитриевич Кантемир (1708–1744), самобытный мыслитель Иван Тихонович Посошков (1652–1726).

Феофан Прокопович был верным соратником Петра I и идеологом его реформ. Первому российскому императору он посвятил много своих трактатов и трудов, в том числе «Историю императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» (1713). В Петре Феофан Прокопович видел воплощение «идеального монарха», при котором только и возможно укрепление и благоденствие государства. В своем трактате «Правда воли монаршей» (1722) он утверждал неограниченную власть царя, подлежащего только Божественному суду, но не земным церковным властям. А это означало необходимость подчинения церкви государству и лично монарху.

Феофан Прокопович
 

«Не может народ судити дела государя своего», — писал Феофан Прокопович, утверждая в то же время, что первая обязанность государя есть забота о подданных. Представление об «идеальном монархе», составленное Феофаном Прокоповичем на примере деятельности Петра I, легло в основу созданного впоследствии классицистами образа просвещенного монарха, который всегда отождествлялся с личностью Петра I.

В своем доме на Карповке Феофан Прокопович собрал огромную библиотеку из 30 тысяч книг, а в 1721 году на свои средства основал общеобразовательную «Карповскую школу», где обучались юноши-сироты. Это было первое среднее учебное заведение, и оно считалось «лучшей школой своего времени». Основными предметами в школе были славянское чтение, русский, латинский и греческий языки, грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, география, история, рисование, музыка и даже специальный курс римских древностей. До появления Академической гимназии школа Феофана Прокоповича была единственным учебным заведением в России, где история преподавалась в качестве самостоятельного предмета. В Карповской школе учились будущие академики Алексей Протасьевич Протасов (1724–1796) и Семен Кириллович Котельников (1723–1806).

Усадьба Прокоповича
 

Непременным участником собраний «Ученой дружины» был поэт-сатирик Антиох Дмитриевич Кантемир, происходивший из рода молдавских господарей. Его отец в 1711 году перебрался в Россию, где получил княжеский титул.

Антиох Кантемир считается наиболее крупным русским поэтом силлабической эпохи, автором сатир, эпиграмм и басен. Он прожил недолгую, но яркую жизнь: был вовлечен в политику, в том числе способствовал приходу к власти императрицы Анны Иоанновны, занимал дипломатические должности и являлся посланником России в Лондоне и Париже.

Антиох Кантемир
 

Кантемировский мост, который, по чистой случайности, расположен недалеко от бывшего подворья Феофана Прокоповича, где собиралась «Ученая дружина», конечно, не имеет прямого отношения к Антиоху Кантемиру. Он был возведен на Большой Невке только в 1982 году, а назван по одноименной улице, которая, в свою очередь, получила название в память об освобождении от немецких оккупантов в декабре 1942 года железнодорожной станции Кантемировки в Воронежской области. В память о героической битве за это села в 1946 году свое название получила и знаменитая Кантемировская 4-ая гвардейская танковая дивизия. Сама же Кантемировка имеет отношение к семье молдавских господарей. Двоюродный брат Антиоха Дмитриевича — князь Константин Антиохович Кантемир, генерал, главнокомандующий слободскими полками купил у Богучарских казаков земли, на которых основал слободу.

Правильные ответы:

  1. «Ученая дружина». Собрания проходили в усадьбе Феофана Прокоповича на реке Карповке, приблизительно на месте нынешних домов 4 и 6 по набережной.
  2. Феофан Прокопович — богослов, писатель, философ, ученый-гуманист и просветитель. Политический деятель и идеолог петровской эпохи. «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» (около 1713), «Краткая повесть о смерти Петра Великого, императора Российского» (1726). Школа для детей-сирот, детей бедняков и солдатских детей, прозванная «Карповской школой».
  3. Антиох Кантемир, Василий Татищев, Яков Брюс, Артемий Волынский, Григорий Теплов, Иван Посошков и др. Антиох Дмитриевич Кантемир — поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения.
  4. Кантемировский мост, построенный в 1982 году, получил свое название по одноименной улице, переименованной в память об освобождении от немецких оккупантов в декабре 1942 года железнодорожной станции Кантемировки в Воронежской области. Сама же Кантемировка была названа по фамилии владельца земель, купленных в 1759 году у Богучарских казаков командующим слободскими полками Константином Антиоховичем Кантемиром.

Наши победители:

  • Елена Ушкова
  • Светлана
  • Валентина Петрова

Информация о получении сувенирных призов от библиотечной системы Петроградского района будет отправлена победителям на почту.

Узнать интересные факты в истории Петроградской стороны можно на нашем сайте: pr-cbs.ru/petrograd-side.

Два знаменитых произведения искусства, воплотившие образ всеми любимого великого творца, часто сравнивают друг с другом. Их авторы — обладатели редких, но похожих (отличающихся тремя буквами) фамилий — жили и работали на Петроградской стороне.

Уважаемые знатоки, скажите, пожалуйста:

  1. Какие два произведения мы загадали? Кто их авторы?
  2. Где на Петроградской стороне находились квартиры этих авторов, а также их мастерские?
  3. В каких объектах Петроградской стороны увековечено имя того автора, чье произведение, из загаданных нами, находится в нашем городе?

Правильные ответы и победители

Дорогие знатоки нашего города.

Многие из вас правильно догадались, что в нашей майской загадке речь шла о двух самых знаменитых памятниках А. С. Пушкину — на Пушкинской площади в Москве работы Александра Михайловича Опекушина и на Площади Искусств в Санкт-Петербурге, созданный Михаилом Константиновичем Аникушиным. Эти памятники были установлены в разное время: первый — в 1880 году, первоначально он стоял в начале Тверского бульвара и был перенесен на место снесенной колокольни в 1950 году; второй — только в 1957 году, причем он так гармонично вписался в ансамбль исторической площади, что гости нашего города зачастую удивляются, узнав, что памятник появился относительно недавно.

Памятники А. С. Пушкину
 

Однако далеко не все знают, что оба замечательных творца — А. М. Опекушин и М. К. Аникушин — были жителями Петроградской стороны.

Александр Михайлович Опекушин (1838–1923) — человек с удивительной и трагической судьбой. Он происходил из ярославских крепостных крестьян и был выходцем из династии потомственных лепщиков. Начав постигать азы скульптурного мастерства еще у себя на родине, по окончании сельской школы Александр отправился учиться в Петербург, где сумел достичь вершин искусства.

Талант скульптора был многообразен. Им было создано великое множество памятников, мраморных и бронзовых бюстов. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих ювелирных изделий, украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениями. По церковным заказам он выполнял скульптурные распятия и киоты для монастырей и храмов.

Дом А. М. Опекушина
 

А. М. Опекушина считали одним из лучших скульпторов России, а в 1894 году стал действительным членом Академии художеств. Однако после революции судьба Александра Михайловича сложилась трагически: новая власть не приняла его монархические взгляды, многочисленные памятники представителям царской династии и иным государственным деятелям авторства Опекушина были снесены, а у самого скульптора были конфискованы все заработанные многолетним трудом и талантом средства. Он вернулся в свою деревню, где умер в нищете.

В годы своей славы и успеха Александр Михайлович проживал на Каменноостровском проспекте в угловом здании № 52, построенном на купленном им участке бывшего увеселительного сада Кононовой по проекту архитектора А. С. Лыткина. На главном фасаде здания установлена мемориальная доска: «Здесь с 1875 по 1918 год жил и работал скульптор Александр Михайлович Опекушин». Вероятно, в этом же здании изначально располагалась и скульптурная мастерская, в которой, в частности, шла работа и над памятником А. С. Пушкину в Москве. Однако позднее со стороны Песочной улицы (ныне улицы Профессора Попова) было пристроено небольшое, одноэтажное кирпичное здание скульптурной мастерской, которое сохранилось до наших дней.

Скульптор Михаил Константинович Аникушин (1917–1997) родился в Москве, в многодетной рабочей семье, однако его жизнь и творчество связаны с нашим городом. В юношеском возрасте он перебрался в Ленинград, где, после московской детской студии лепки и рисования, поступил после подготовительных курсов в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академию художеств). Когда Михаил Аникушин должен был окончить институт, началась Великая Отечественная война, и он с первых дней записался в ополчение, а с ноября 1941 года воевал в рядах Красной армии. После войны он вернулся в город, в стены родного института.

Победив в конкурсе проектов к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, М. К. Аникушин получил для работы прекрасно оборудованную мастерскую, построенную в 1969 году в Вяземском саду на месте старой оранжереи. Здесь был создан памятник Ленину на Московской площади, монумент «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы, памятники Чехову, установленные в Москве, Мелихово и на Сахалине, а также большое количество портретов и мемориальной скульптуры. Сейчас эта мастерская стала музеем — филиалом Музея городской скульптуры.

Работы, памятник и памятная доска М. К. Аникушина
 

А жил Михаил Константинович неподалеку — на Песочной набережной, в доме 16. На этом здании 2 октября 2007 года была установлена мемориальная доска с барельефом: «В этом доме с 1961 по 1997 год жил и работал выдающийся скульптор России, Герой Социалистического Труда, Почётный гражданин Санкт-Петербурга Михаил Константинович Аникушин».

Именем Аникушина был назван сквер (Каменноостровский, 56) и аллея в нем. В 2013 году в Вяземском саду рядом с мастерской скульптора был установлен памятник.

Правильные ответы:

  1. Памятники А. С. Пушкину на Пушкинской площади в Москве (автор А. М. Опекушин) и на площади Искусств в Санкт-Петербурге (автор М. К. Аникушин).
  2. А. М. Опекушин: Каменноостровский пр., 52, ул. Профессора Попова, 24.
    М. К. Аникушин: Песочная наб., 16, Вяземский пер., 8.
  3. Мастерская Аникушина, филиал Государственного музея городской скульптуры; памятник М. К. Аникушину в Вяземском саду; Аникушинский сквер; Аникушинская аллея; мемориальная доска на доме на Песочной набережной, 16.

Наши победители:

  • Ярославна Лозбенева
  • Евгения Сигида
  • Елена

Информация о получении сувенирных призов от библиотечной системы Петроградского района будет отправлена победителям на почту.

Узнать интересные факты в истории Петроградской стороны можно на нашем сайте: pr-cbs.ru/petrograd-side.

В рассказе об этом музейном экспонате могут быть упомянуты некоторые цифры и физические величины: 142 часа 23 минуты 35 секунд, 89,27 минут, 6800 кг, 51,79°, 191,7 км и 314,8 км.

Уважаемые знатоки, назовите загаданный музейный экспонат и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. В каком музее хранится данный экспонат?
  2. Какие еще интересные экспонаты можно увидеть в этом музее?
  3. Что находилось в помещениях этого музея прежде?
  4. Когда и по чьему проекту было возведено сооружение, где расположен музей, и в честь кого оно было названо?

Правильные ответы и победители

Дорогие наши читатели и знатоки Петроградского района!

Конечно же, в апреле мы не могли не загадать вам загадку о космосе. Тем более что именно на территории нашего района, в Петропавловской крепости, находится замечательный Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко.

Выбор этого места для музея был неслучайным. Именно здесь в 30-е годы прошлого века располагалась Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) — первая отечественная научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация по ракетной технике, созданная Николаем Ивановичем Тихомировым, а также ее опытно-конструкторское бюро (ОКБ), руководителем которого и был Валентин Петрович Глушко.

Выдающийся ученый, создатель ракетных двигателей В. П. Глушко жил в нашем районе, на Большом проспекте П.С., в доме № 77, кв. 6. С юношеских лет он увлекался идеями космонавтики. Будучи совсем молодым человеком, в 1929 году, по окончании Ленинградского университета Глушко поступил на работу в ГДЛ, где организовал подразделение для разработки электроракетных и жидкостных двигателей (ЖРД) и ракет на жидком топливе. Он стал автором уникальных разработок электротермического ракетного двигателя и первых отечественных ЖРД на высококипящем топливе. Валентин Петрович по праву считается основателем отечественной школы ЖРД.

Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко
 

В 1973 году в помещениях Газодинамической лаборатории был открыт Музей космонавтики и ракетной техники. Этот музей входит в состав Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В экспозиции музея представлены реконструкции кабинетов ученых, корабли «Восток», «Восход» и «Союз», движущийся механизм «лунного трактора» — станции «Луна-9» (1966), «Марс-1» (1962), снаряжение космонавтов, в том числе побывавшее в космосе, и многие другие экспонаты.

Загаданный нами экспонат — это спускаемый аппарат космического корабля «Союз-16», который 8 декабря 1974 года успешно завершил свой шестисуточный полет и приземлился в трехстах километрах севернее города Джезказган. Командиром корабля был полковник Анатолий Васильевич Филипченко, а бортинженером Николай Николаевич Рукавишников. Программа полета была выполнена полностью, весь он проходил по штатной программе, работа космонавтов получила отличную оценку. В программу полета входило большое число экспериментов, в том числе физических, биологических, медицинских. Космонавты фотографировали различные участки территории Советского Союза, собирали информацию, необходимую для ряда отраслей народного хозяйства, исследовали ряд световых эффектов в атмосфере, отрабатывали аппаратуру для опытов по искусственному солнечному затмению.

Спускаемый аппарат топографического спутника 'Комета'
 

В вопросе мы указали некоторые значения, относящиеся к космическому кораблю «Союз-16» и параметрам его полета: масса аппарата — 6800 кг, длительность полета — 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд, наклонение орбиты — 51,79°, период обращения вокруг Земли — 89,27 мин, перигей (ближайшая к Земле точка околоземной орбиты) — 191,7 км, апогей (наиболее удаленная от Земли точка орбиты) — 314,8 км. Пройденное кораблем расстояние составило 3,978 млн. км.

Однако вернемся к сооружению, в стенах которого была размещена Газодинамическая лаборатория, а ныне располагается Музей космонавтики и ракетной техники. Это Иоанновский равелин — фортификационное сооружение на восточной стороне Петропавловской крепости. Он был сооружён в 1731–1740 годах по проекту военного инженера, подполковника Преображенского полка Христофора Миниха на месте первого деревоземляного равелина Петропавловской крепости, построенного в 1704–1705 годах. Равелин был назван в честь царя Ивана V — брата Петра Великого и отца Анны Иоанновны.


 

Под прикрытием Иоанновского равелина находятся Петровские ворота крепости, а также Государев и Меншиков бастионы с соединяющей их Петровской куртиной. В стенах равелина размещались казармы, а в левой его части были сооружены Иоанновские ворота, ставшие последним объектом крепости, на котором ее строительство завершилось.

Правильные ответы:

  1. Музей космонавтики и ракетной техники.
  2. Реконструкции кабинетов ученых, корабли «Восток», «Восход» и «Союз», движущийся механизм «лунного трактора» — станции «Луна-9» (1966), «Марс-1» (1962), снаряжение космонавтов, в том числе побывавшее в космосе, и многие другие экспонаты.
  3. Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) и ее опытно-конструкторское бюро (ОКБ).
  4. Иоанновский равелин Петропавловской крепости, возведенный в 1731–1740 годах по проекту военного инженера, подполковника Преображенского полка Христофора Миниха. Равелин был назван в честь царя Ивана V — брата Петра Великого и отца Анны Иоанновны.

Наши победители:

  • Лариса
  • Андрей
  • Валерий К

Информация о получении сувенирных призов от библиотечной системы Петроградского района будет отправлена победителям на почту.

Узнать интересные факты в истории Петроградской стороны можно на нашем сайте: pr-cbs.ru/petrograd-side.

«Безобразие! „Муму“ Тургенев написал, а памятник Некрасову ставят!»

(Из старого анекдота)

В значимом для Санкт-Петербурга месте стоит дом, именуемый в народе по названию произведения известного писателя. Однако писатель к дому не имеет никакого отношения, зато имеют прямое отношение многие другие известные деятели отечественной культуры.

Вопросы:

  1. Где стоит этот дом и как он называется в народе?
  2. Кто из известных деятелей культуры здесь жил?
  3. Кому из знаменитых жильцов этого дома поставлен во дворе памятник?

Правильные ответы и победители

Иван Сергеевич Тургенев написал много замечательных произведений (не только «Муму»), в том числе и роман «Дворянское гнездо». Именно так называется в народе здание, возведенное в 1964 году на Петровской набережной, сразу за Домиком Петра I, и считавшееся в то время элитным. Разумеется, великий русский писатель не имеет к этому дому никакого отношения. «Прозвище» дома восходит к старому названию прилегающих к нему улиц — Малой и Большой Дворянских (ныне Мичуринской и Куйбышева). Сыграло свою роль и то, что в доме в разное время жили известные деятели искусства, среди которых режиссёр Г. А. Товстоногов, композитор А. П. Петров, артист Е. А. Лебедев, художник В. М. Орешников, архитектор А. В. Говорковский (один из создателей этого дома) и многие другие. Возле дома в 2010 году был установлен памятник Георгию Александровичу Товстоногову, выдающемуся режиссеру, театральному постановщику и педагогу.

Здание на Петровской набережной по-своему примечательно. Оно представляет собой образец позднего советского модернизма. Архитекторам — Виктору Федоровичу Белову (руководителю мастерской Ленпроекта № 2), Анне Алоизовне Лейман и Анатолию Владимировичу Говорковскому, несмотря на спущенные сверху требования «устранять архитектурные излишества», удалось органично вписать его в ансамбль близлежащих строений. Главной достопримечательностью набережной является Домик Петра I — крохотный в масштабах этого участка деревянный сруб, накрытый в 1844 году кирпичным кожухом. Новый жилой дом, по замыслу руководителя проекта В. Ф. Белова, должен был стать фоном для исторического здания, но вместе с тем поддержать масштаб и парадный характер застройки набережной.

панно
Петровская набережная
 

Это удалось осуществить благодаря ряду архитектурных приемов, в частности использованию высоких окон в пол, что значительно сузило межоконные проемы. Сами окна утоплены в неглубоких нишах, створки поставлены не в линию, а под широким углом. Под карнизом же пущена полоса керамических узких плиток. Так фасад приобрел некую легкость и элегантность.

Нижнюю часть здания занимает остекленный цокольный этаж, предназначенный для магазина «Петровский». Его отличительной особенностью стали сине-белые кафельные панно, напоминающие голландскую плитку с росписью. Автор этих панно — художник Сергей Александрович Коваленков, замечательный советский график и иллюстратор. Художественные композиции создают настроение петровской эпохи: здесь и фигуры в высоких шляпах, париках и камзолах начала XVIII века на фоне стоящих у пристани фрегатов — «Все флаги в гости будут к нам», и русская ярмарка, крестьяне в снопах, мишки — «Черный хлебушко — калачу дедушка», «Хлеб да вода — богатырская еда». Изображения на входе в магазин служили не только в качестве декоративного элемента, но и как своеобразная приманка для туристов, приезжающих в домик Петра. Вход в музей расположен как раз со стороны «Дворянского гнезда».

В отличие от лицевой части здания, дворовый фасад здания лишён каких-либо декоративных изысков и напоминает массовые советские постройки из кирпича. Выделяются лишь большие окна последнего этажа, где располагались художественные мастерские.

В восточной части здание прорезает Мичуринская улица, бывшая Малая Дворянская. С западной стороны располагается сквер, который в 2010 году получил имя одного из знаменитых жильцов «Дворянского гнезда» — Георгия Александровича Товстоногова. А спустя всего полгода в южной оконечности сквера недалеко от Домика Петра I был открыт и памятник великому режиссёру. Инициаторами создания памятника были городская администрация и младшая сестра режиссёра Натела Товстоногова.

сквер Товстоногова

памятник Товстоногову

 

Правильные ответы:

  1. Петровская набережная, д. 4, «Дворянское гнездо».
  2. Режиссёр Г. А. Товстоногов, композитор А. П. Петров, артист Е. А. Лебедев, художник В. М. Орешников, архитектор А. В. Говорковский.
  3. Памятник Георгию Александровичу Товстоногову.

Наши победители:

  • Светлана Полякова
  • Андрей
  • Светлана У.

Информация о получении сувенирных призов от библиотечной системы Петроградского района будет отправлена победителям на почту.

Узнать интересные факты в истории Петроградской стороны можно на нашем сайте: pr-cbs.ru/petrograd-side.

Два объекта Петроградской стороны были названы в честь двух людей, которые жили на Петроградском острове в разное время, но носили одно имя и одну фамилию и даже служили одной музе. Первый топоним уже давно забыт, тогда как название второго объекта, возникшее уже в нашем веке, хорошо известно. Скажите, кого на самом деле мы вспоминаем, называя первого из тезок, а также где находится объект имени второго тезки?

карта Петроградской стороны


Правильные ответы и победители

Андрей Петров. Так звали двух жителей Петроградской стороны, загаданных нами в февральской загадке.

Оба тезки служили музе Эвтерпе, так как первый — полковник Андрей Федорович Петров, живший в XVIII веке — был придворным певчим, а второй, наш современник, Андрей Павлович Петров (1930-2006) — известнейший и всеми любимый композитор.

Первый тезка, Андрей Федорович, владел домом в северной части Петроградского острова. Улицу, где стоял этот дом (ныне Лахтинскую), с конца XVIII века так и стали называть — Андрея Петрова улицей, или просто Петровой улицей. И связано это было не столько с ним, сколько с его женой — Ксеньей Григорьевной, то есть почитаемой в нашем городе святой Ксеньей Петербургской.

Ксенья Григорьевна овдовела в 26 лет и, казалось, лишилась ума от горя. Она раздала свое имущество бедным, оделась в одежды покойного мужа и, как бы забыв свое имя, называла себя именем своего супруга — Андреем Федоровичем. Дом же на Петроградской стороне она передала знакомой с условием давать в нем приют беднякам.

Ксенья Петербургская добровольно взяла на себя тяжелый подвиг юродства (намеренное старание казаться безумным) ради Христа, демонстрируя полное презрение к земным благам и человеческому мнению, ставящему эти блага в центр жизни. Она скиталась среди бедняков Петербурга, а по ночам уходила в поле, где проводила время в молитве. Со временем ей открылся дар предвидения.

Блаженная Ксения провела в юродстве 45 лет и скончалась в самом начале XIX века. Ее похоронили на Смоленском кладбище, где она помогала строить церковь. 6 июня 1988 года, после многолетнего народного почитания, блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых на Поместном соборе Русской православной церкви. На Лахтинской улице (носящей это название с апреля 1877 года) недавно была возведена церковь во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской.

Композитор Андрей Павлович Петров, наш выдающийся земляк, родился на Васильевском острове, но всю вторую половину жизни прожил на Петроградской стороне, в доме № 4 по Петровской набережной. Его многогранное творчество известно всем: Андрей Павлович сочинял и популярные мелодии к кинофильмам (таким как «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Жестокий романс», «О бедном гусаре замолвите слово»), и музыку к песням и романсам, и более серьезные произведения — балеты, оперы, симфонии, инструментальные концерты. Долгие годы он был председателем правления Ленинградского отделения Союза композиторов, инициатором и бессменным генеральным директором международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна».

Когда в начале 2000-х годов было решено застроить сквер между домами 26-28 и 32 по Каменноостровскому проспекту, местные жители нашли хитроумный способ помешать «уплотнению». Лидер движения «Зеленая волна» Михаил Новицкий пригласил музыкантов, писателей, художников принять участие в озеленении сквера. Андрей Павлович охотно откликнулся на эту инициативу и посадил в саду рябину. В итоге Смольный так и не решился застроить сквер.

Через год после кончины Андрея Павловича, в 2007 году сквер получил имя Сада Андрея Петрова, а посаженная композитором рябина стала местом, куда приходят люди почтить его память. Архитектор А.А. Трумм разработал концепцию сада, и теперь в нем расположились фонтан и скульптурная композиция «Первая скрипка», состоящая из 8 скульптур, символизирующих миссию композитора. «Скрипка-Женщина» («Муза Композитора») олицетворяет музыкальное вдохновение, «Скрипка-Кресло» («Трон Композитора») символизирует музыкальную паузу, «Скрипка-Лебедь» выражает музыкальное совершенство, а две идентичные скульптуры «Скрипка-Сфинкс», фланкирующие входы в сквер, «охраняют» музыкальное наследие.

сад

сквер

храм

Правильные ответы:

  1. Ксения Петербургская.
  2. Каменноостровский проспект, между домами 26-28 и 32 — сад (сквер) Андрея Петрова.

Наши победители:

  • Светлана
  • Екатерина Лазаретина
  • Виталий Карпов

Информация о получении сувенирных призов от библиотечной системы Петроградского района будет отправлена победителям на почту.

Узнать интересные факты в истории Петроградской стороны можно на нашем сайте: pr-cbs.ru/petrograd-side.

Сегодня 5 января, и мы вновь в поисках дома — очередного представителя модерна!

Чтобы посетить художественную галерею, не надо идти в музей. Достаточно прогуляться по Петроградской стороне, оторвав взгляд от земли. В отделке фасада этого здания встречаются не только картины, но и очень причудливые формы декора.

Дом в стиле модерн

Декор искомого дома

Вопросы:

  1. Назовите адрес здания.
  2. Какой великий правитель Европы был отчимом родоначальника высшего аристократического рода владельца этого здания?

Правильные ответы и победители

Доходный дом герцога Н. Н. Лейхтенбергского на Большой Зеленина, 28 обращает на себя внимание необычным архитектурным элементом — огромным мозаичным фризом, состоящим из пяти больших мозаичных панно.

Этот дом, построенный в 1904-1905 годах стал первой крупной постройкой архитектора Федора Федоровича (Фридриха Августа) фон Постельса (1873–1960). Ф.Ф. Постельс — крупный мастер архитектуры модерна, автор ряда жилых и промышленных зданий, живописец, график, иллюстратор. Он работал в Петербурге и Москве, проявив себя как яркий мастер архитектуры модерна. Среди других творений архитектора стоит вспомнить его собственный особняк на Каменном острове, Театральная аллея, 4. После революции зодчий вынужден был эмигрировать. С 1920 года он жил в Нью-Йорке, где работал над исследованиями по вопросам перспективы, преподавал, выступал в качестве архитектора-консультанта и рисовальщика. В 1930-х годах Ф. Постельс вошел в Объединение русских архитекторов в Праге, а с 1946 года в США представлял Общество охранения русских культурных ценностей. К сожалению, в эмиграции архитектору не удалось повторить свой первый успех, он так больше и не создал ничего столь же значительного и оригинального, как доходный дом герцога Лейхтенбергского.

Мозаичные панно дома Н. Н. Лейхтенбергского были созданы в мастерской В.А. Фролова по эскизам художника С. Т. Шелкового. Впрочем, о последнем практически ничего не известно. Существует предположение, что под псевдонимом С.Т. Шелковый скрывался знаменитый К.С. Петров-Водкин, однако подтверждения этой версии нет. Автором мозаики был Владимир Александрович Фролов (1874–1942) — потомственный художник-мозаист, отец которого, Александр Никитич, трудился, в том числе, над мозаичными картинами для Исаакиевского собора. Мастерская, созданная А.Н. Фроловым и его старшим сыном Александром, работала над наружными мозаиками и внутренним убранством храма Воскресения Христова (Спаса на крови). С 1899 до 1918 года мастерская располагалась на Большом проспекте Васильевского острова. В 1900 году ее возглавил младший сын А.Н. Фролова Владимир Александрович. Однако в 1929 году его вынудили покинуть здание. После этого художник возглавлял мастерскую мозаики Академии художеств. Умер В.А. Фролов от голода во время ленинградской блокады.

Мозаика дома Н. Н. Лейхтенбергского расположена между большими окнами пятого этажа, без традиционных обрамлений и фактически покрывает всю стену здания. Впервые на здании был изображен пейзаж — поля, река, холмы, городские здания, индустриальный пейзаж с высокими дымящимися трубами, морская гавань с парусниками.

Обращает на себя и техника мозаики. Поскольку наблюдать мозаичную панораму можно было только с расстояния, для ее создания использовались очень крупные, разнообразные по конфигурации, рельефные куски нешлифованной смальты. Это был своего рода принцип «пуантилизма» с расчетом на оптическое смешение цветов на определенной высоте. Шероховатая фактура смальты создавала эффекты преломления и отражения света. Швы оттеняли контур и границы цветовых пятен.

Между панно в прямоугольник фасада встроены и четыре трехгранных стеклянных фонарика.

Три жилых этажа прорезаны высокими окнами, объединены пилястрами и двумя округлыми эркерами. На уровне второго этажа проходит пояс декора в стиле «арт-нуво» с его причудливыми, почти фантастическими формами.

Владельцем дома был Николай Николаевич Лейхтенбергский (1868–1928), Светлейший герцог, 5-й принц Богарне, внук великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I. С 1891 г. жил в Петербурге, служил в Преображенском полку. В звании полковника участвовал в Первой мировой войне, награжден за храбрость шашкой, завещанной М. Д. Скобелевым для вручения «первейшему полковому герою». Вышел в отставку в чине генерала. В 1918 г. выехал за границу. Н. Н. Лейхтенбергскому в Санкт-Петербурге принадлежало еще несколько доходных домов. Сам же он с семьей проживал в собственном особняке на Каменноостровском пр., который не сохранился.

Перед 1917 г. домом владел купец Я. Г. Клочков, занимавшийся галантерейной и мануфактурной торговлей.

В доме на Большой Зеленина, 28 проживало много известных людей. Среди них был и скульптор-анималист Артемий Лаврентьевич Обер (1843–1917), чьи произведения находятся в Русском музее. В 1916–1918 гг. здесь находилась мастерская художника Василия Ивановича Шухаева (1887–1973). У него учился сын Ф. И. Шаляпина Борис Шаляпин. Также здесь жили скульптор-реставратор А. А. Рассадин, художница В. А. Раевская-Рутковская и ее муж Н. Х. Рутковский, художники A. П. Коровяков и В. А. Бунтов, живописец и график Л. И. Гагарина.

Среди жильцов дома был Михаил Андреевич Рейснер, юрист, историк, социолог. Его дочь — знаменитая Лариса Рейснер (1895–1926), незаурядная личность, прожившая короткую, но яркую жизнь, поэтесса, публицист, литературный критик, лично знакомая с О. Э. Мандельштамом, Вяч. Ивановым, Г. В. Ивановым, Н. С. Гумилевым. Именно она стала прообразом главной героини в драме B. В. Вишневского «Оптимистическая трагедия» — в 1917–1922 гг. она воевала на фронтах Гражданской войны, а в 1918–1919 годах Львом Троцким была назначена комиссаром Главного морского штаба. Борис Пастернак именно в честь нее назвал главную героиню «Доктора Живаго» Ларисой. Брат Ларисы — Игорь Михайлович Рейснер (1898–1958) был известным востоковедом, доктором исторических наук, профессором и советским разведчиком.

Правильные ответы:

  1. Большая Зеленина, дом 28
  2. Наполеон I

Наши победители:

  • Полина
  • Вероника Савон
  • Анатолий

Информация о получении сувенирных призов от библиотечной системы Петроградского района будет отправлена победителям на почту.

Узнать интересные факты в истории Петроградской стороны можно на нашем сайте: pr-cbs.ru/petrograd-side.