1. Большой проспект Петроградской стороны
«Раньше по Большому проспекту ходили трамваи, сменившие конку. Я часами следил за ними, пытаясь понять секрет трамвайного самоходного движения. Оно почему-то будоражило меня больше движения автомобиля».
Евгений Водолазкин «Авиатор»
В середине XIX века Петроградский остров считался скорее пригородом, чем частью города.
По воспоминаниям поэта Княжина «в самом начале 1900-х гг. Петербургская сторона была чистейшим провинциальным уголком, на 9/10 состоявшим из деревянных домиков, с садами и деревянными мостками вместо панелей. Большой и Каменноостровский прорезала унылая, неторопливая конка, и сидевшие на империале ее при проезде задевали шляпами за деревья. Зимой Большой проспект как-то разительно сильно напоминал собою уездную глушь».
Здесь селились не самые богатые граждане: купцы, мещане и бывшие военные. Постепенно вдоль проспекта, который вел на Каменный остров, появляется большое количество увеселительных и питейных заведений: трактиры и недорогие ресторанчики располагались по всей длине проспекта, привлекая туда не самую благородную публику.
Кардинальные изменения в жизнь Петербургской стороны внесло открытие в 1903 году постоянного Троицкого моста. Петроградская сторона начинала активно застраиваться, превращаться из окраины в один из центральных и престижных районов города.