Наталья Шелехова написал(а) 07.12.2019:

В Белом зале администрации Петроградского района Санкт-Петербурга 04.12.2019 состоялась очередная удивительная встреча – ни с кем-нибудь – с Александром Городницким, чья песня «Атланты» стала неофициальным гимном Санкт-Петербурга, а в 2018 году - стала официальным гимном Эрмитажа. Хотя, по признанию самого Александра Городницкого, песня не была посвящением, и сложилась совершенно неожиданно для него самого. На такие встречи стараешься идти заранее подготовленным: заполнить собственные «пробелы» в знаниях, набросать какие-то вопросы и что-то для себя «открыть».

Что для себя открыла я: Александр Городницкий – геолог. В восьмидесятых мне, строителю по образованию, довелось работать в базовой геологоразведочной экспедиции в одном из таежных поселков Сибири. В освоении новых территорий геологи всегда шли первыми, за ними уже шли строители и вся инфраструктура новых поселков и городов. Дух романтики и патриотизма преобладал - всё было единым и неделимым на всём пространстве Советского Союза. Новые территории действительно осваивались, и жизнь кипела повсюду. Даже в самых отдаленных таёжных поселках были и клубы с кинозалами, и дома культуры с народными театрами. Особенное время. Особенные люди.

Песни Городницкого «Снег», «Перекаты», «Атланты», которые пели тогда геологи в далеком таежном краю, я слушала с каким-то особенным трепетом. Кто автор – конечно же, я тогда не знала. «Милая моя, солнышко лесное…» Юрия Визбора, «Давайте понимать друг друга с полуслова» Булата Окуджавы «…Под крылом самолета о чем-то поет тревожное море тайги», Александры Пахмутовой, «Люди идут по свету…» Игоря Сидорова, - эти и другие песни, как и песни Городницкого - отражали дух того времени и вполне ему соответствовали.

Прошло много лет, и вдруг на страницах местной газеты в том самом сибирском поселке одна за другой стали появляться статьи - воспоминания одного из тех самых геологов. Воспоминания воспроизводили имена и события, связанные с деятельностью экспедиции со дня её основания (1947 год). Это был честный материал. Александр Моисеевич Городницкий на этой встрече представил документальный фильм «Царскосельская тетрадь», созданный им совместно с режиссером Натальей Касперович, в котором тоже постарался быть честным, правдивым (наверное, это свойственно шестидесятникам, наполненным духом любви и свободы). В своем живом общении с залом Александр Моисеевич тоже всколыхнул воспоминания многих, кому была близка эта тема. С Царским Селом Александра Городницкого связывало раннее детство и память о родителях. Но фильм был не только о «своем», он был - о «нашем». Он включал в себя и собственные свои воспоминания о прошлом, и собственные познания – некий исторический экскурс в Золотой и Серебряный век русской поэзии.

Не смотря на возраст, общение Александра Моисеевича с залом было действительно живым. Он пытливо вглядывался в лица, ожидая, может быть, каких-то острых вопросов, советов или критических замечаний – ведь предполагалось говорить не только о фильме, но и о том, что болит – такие его слова предваряли просмотр! К счастью (или к сожалению) звучали лишь восторженные отзывы о фильме и слова благодарности. О том, что болит и что волнует – уже не хотелось. Александр Моисеевич очень хотел видеть в зале молодое поколение и очень оживился, когда встал молодой человек и поблагодарил его за честность в творчестве – это то, к чему сейчас тянутся и молодые и не очень, это то, чего нам так не хватает в нашей жизни сейчас – и честности, и правды.

Что было важным для меня на этой встрече: Александр Моисеевич в свои 86, с учетом своих заслуг, не стоял как мумия и не выглядел «забронзовевшим» - он был подвижным. Ко всем, кто вставал с места с вопросом, он не только поворачивался всем корпусом, но и устремлялся вперед всем своим телом, своим взором, и своим вниманием. Подтянутый. Спортивный. И шутки славные. По сути – это был пример молодым во многом, если не во всем.

В зале были и ровесники Александра Моисеевича, и те, кто чуть постарше, и те, кто значительно моложе, но и те, и другие успели застать те самые времена «шестидесятников», о которых знали не понаслышке. В зале витала ностальгия. Дух шестидесятников был сродни духу декабристов, только в других исторических условиях, и проявлял себя по-другому. Именно в этот исторический период зародилось совершенно новое движение в обществе: авторская песня. Авторской песней по всей стране звучал голос времени.

С ностальгией «возвращаясь» в своё прошлое, Александр Моисеевич выразил только одно сожаление: что не решился познакомиться и показать свои стихи Анне Андреевне Ахматовой – живой легенде минувшего века – а ведь мог бы! Вот и я не решилась подойти к Городницкому, чтобы задать ему - живой легенде нынешнего века - мой главный вопрос, состоящий из трех частей: что лично для Вас было пространство под названием Советский Союз, что означает лично для Вас – распад СССР, и как Вы ощущаете себя в сегодняшнем времени… Я не задала свой вопрос, может быть, потому что и так было очевидно, а может быть потому, что вспомнила реплику из недавно просмотренного мной спектакля «Серебряные люди» юного режиссера Театра «БЕГ»: «Не ищите! Создавайте! Сами создавайте свою жизнь – не в мрачных, а в ярких красках!».

Я подумала, что такие люди, как Александр Городницкий – вне времени и обстоятельств, они сами создают свою жизнь в ярких красках в любых жизненных условиях: пережил блокаду Ленинграда (первая блокадная зима), геологом прошел по нетронутым местам, принимал участие в океанологических экспедициях, написал прекрасные песни, которые пели и поют, многие годы был председателем жюри Грушинского фестиваля авторской песни, пережил распад СССР, а в постсоветском пространстве стал причастен к созданию документальных фильмов не столько о себе, сколько о «времени», в котором ему довелось быть (и с горестью и  гордостью).

О том, что мой вопрос был бы неуместен, я почувствовала и в тот момент, когда в конце встречи Александр Моисеевич прочел свои свежие стихи:

Пока еще ты двигаться способен,
Не только, чтобы ползать по врачам,
И детство довоенное босое
Внезапно вспоминаешь по ночам.
Покуда пребываешь ты в надежде
Лететь опять за тридевять земель,
И женщины, желанные как прежде,
Во снах твоих являются в постель.
Пока вокруг смеющиеся лица,
Луна в воде, и в небе облака.
Пока слетает на твою страницу
Незнамо как волшебная строка.
Пока тебя не окликает гневно
К двери твоей приблизившийся мрак.
Покуда, как и прежде, ежедневно
Кому-то друг ты, а кому-то - враг.
Не ожидая старческих пособий,
В коленях не испытывая дрожь,
ПОКА ЕЩЕ ТЫ ДВИГАТЬСЯ СПОСОБЕН,
ИДИ ВПЕРЕД, ПОКА НЕ УПАДЕШЬ.

Не знаю, почему так часто поднимается и муссируется национальный вопрос... Мне всегда казалось, что настоящие человеческие качества вне национальности, и всё-таки было приятно услышать от Александра Моисеевича, еврея по национальности, что он – русский («Живу, пишу и думаю по-русски…»). А свой жизненный путь, стиль и принцип он отразил в другом своем стихотворении 2015 года:

Боль в спине, и поутру, и ночью.
Нету спасу — хоть на крик кричи.
«Полностью изношен позвоночник», —
Говорят сочувственно врачи.
Да и как ему не износиться
На холодных вьюжных северах,
Где пришлось мне двадцать лет трудиться
В партиях, за совесть и за страх!
Там, себя считая молодцами,
Мы лицом не ударяли в грязь,
Рюкзаки таская с образцами,
На уступы мерзлые садясь.
Да и как ему не износиться
На судах, за три десятка лет,
Где не раз за время экспедиций
Мы здоровью причиняли вред.
Где к проблемам подходя по-русски,
И в дневное время, и в ночах,
Судовые частые погрузки
На своих мы вынесли плечах.
Не щадя свой позвоночник ломкий,
Я трудился, не жалея сил.
Если б знал заране, то соломки
Где-нибудь, возможно, постелил.
И хотя мы все, увы, не вечны,
И уже пора гасить свечу,
Все же позвоночник мой увечный
На другой менять я не хочу.
Потому что, завершая бал сей,
Я скажу, в минувшие года
Он болел, стирался и ломался,
Но не прогибался никогда.

Сопоставив возраст Александра Моисеевича с тем, что он сегодня собой представляет, я подумала, что не только «Атланты держат небо на каменных плечах», но что-то ещё держит и саму Россию, не давая ей упасть. Может быть, -  такая её история, такие люди и такая память! Сердечное спасибо всё той же библиотеке имени Б.Лавренева на Карповке (заведующая - Горбачева Анна Сергеевна) – именно здесь я получаю все свежие новости о предстоящих встречах; Наталье Николаевне Федосеевой - ведущему библиотекарю методического отдела – именно она трогательно и сердечно сопровождает такие встречи; и, конечно, всем тем, кто причастен к организации таких встреч. Библиотеки меняются вместе со временем, и очень сейчас нужны для такого общения. Если вас зовут на «петроградку» по адресу: ул.Большая Монетная, 19 (Белый зал бывшего Горчаковского дворца, а ныне - администрация Петроградского района) – идите не раздумывая, и торопитесь – мест может не хватить.

Наталья Шелехова написал(а) 24.11.2019:

«Что в имени тебе моем…»
 Памяти Дмитрия Хворостовского

Совершенно потрясающий вечер, посвященный памяти Дмитрия Хворостовского, состоялся сегодня, 22.11.2019 в Белом зале администрации Петроградского района Санкт-Петербурга. Здесь, в этом зале по ул. Большая Монетная, 19, мне приходилось бывать и раньше. Всякий раз я удивлялась теплоте и радушию замечательных устроителей самых разнообразных музыкальных и творческих встреч. 
Каждое подобное мероприятие – это возможность открыть для себя новые лица, новые имена, возможность прикоснуться к прекрасному, доброму, вечному. Не так давно услышала фразу, с которой полностью согласна: «искоренить искусством зло невозможно – искусство существует для поддержания духа».
Сегодняшний вечер был для меня особенным, ведь Дмитрий Хворостовский – мой земляк. О том, что мы жили по соседству, я узнала, когда в Красноярске, совсем рядом, на фасаде дома номер 55 по проспекту Красноярский рабочий, появилась мемориальная доска в его честь. Вот такое удивительное открытие: наше детство, оказывается, проходило на одних и тех же улицах, в тех же дворах, в одно и то же время. Такие вот параллели и меридианы.
«Что в имени тебе моем…» - под таким названием и таким риторически-философским лейтмотивом открывался вечер памяти, увязывая имена Пушкина и Хворостовского с вечностью. Время связано с изменениями, а вечность - с постоянством. В том числе, - с постоянством памяти. Ведь пока помнят потомки выдающихся представителей своего и ушедшего времени – они живы. 
В этом году весь мир отмечает 220 лет со дня рождения Пушкина. Пушкина знают, помнят, любят, читают, цитируют во всём мире. 22.11.2017 года начался новый отсчет – два года со дня смерти Дмитрия Хворостовского. Время пошло. «Что в имени тебе моем…». Мы ежедневно и многократно можем слышать десятки, сотни, тысячи имен, но память сохранит только те, которые тронули нашу душу, задели наши сердца.
Когда на одной из своих телевизионных передач Владимир Познер спросил у Дмитрия Хворостовского с кем из ныне живущих или ныне умерших Вы хотели бы поговорить, он не задумываясь ответил: «С Пушкиным».  
Ирина Евгеньевна Иванченко – искусствовед и ведущая сегодняшнего вечера - поведала много нового и интересного о жизни нашего соотечественника, ставшего уже легендарным. А для сравнения привела такой исторический факт: за два года в маленьком Уругвае - одной из не многих стран, в которых Дмитрий Хворостовский ни разу не был, – на государственном уровне было проведено 16 вечеров, посвященных памяти нашего великого певца. А в России…Загадка. 
Сама Ирина Евгеньевна стала исследователем биографии и творчества Дмитрия Хворостовского по велению своего сердца, с одним желанием – сохранить и донести до людей память об этом человеке… 
Талантливых людей - великое множество! Их можно бесконечно и бесконечно открывать для себя. В чем же величие избранных? Я думаю, - в величии их души. Вот и Хворостовский, став достоянием всего мира, и с 1994 года проживая в Лондоне, оставался патриотом России, истинно русским, простым и душевным, - и в этом его величие (помимо таланта). На слова «въедливых» репортеров о его проживании за пределами родины, отвечал просто: «Был, есть и остаюсь русским, а здесь я представляю величие России». 
Как оказалось, не просто «представлял», а защищал Россию доступными ему средствами – с честью и достоинством. Присутствующие на вечере, знавшие Дмитрия Хворостовского лично, - отметили очень интересные факты биографии, которые как раз и свидетельствуют о величии души этого по-настоящему русского человека. 
В 2007 году Хворостовский отказался от участия в опере мюнхенского «Евгения Онегина», и был готов отстаивать честь пушкинского творения, и свою собственную честь (а значит – и честь России) в суде, если хоть малой долей это произведение в новой, искаженной интерпретации, коснется его имени. "Евгений Онегин" Чайковского – самая репертуарная русская опера в мире. Мы всегда знали Онегина «другим», в его классическом понимании, а слова Татьяны «…но я другому отдана и буду век ему верна…» были совсем не двусмысленны. 
Что же изменилось в сознании людей? Мир удивительным образом сходит с ума, и нет «того» Онегина, нет «той» Татьяны. Ничего нового «новаторы» современности предложить не могут, кроме как исказить уже известное, ранее признанное. Настоящее же искусство сохраняется, в том числе, благодаря усилиям таких ярких его представителей, как Дмитрий Хворостовский, для которых честь и достоинство значительно важнее предлагаемых гонораров.
Дмитрий Хворостовский по всему миру дал более 760 (только оперных) представлений. А сколько встреч, концертов с его участием прошло на наших и зарубежных сценах… Можно посчитать… Но не гонорары, а то, сколько им сделано для поддержания духа, не иначе, - духа, духовности, душевности, чистоты, простоты, величия русского народа, для поддержания подлинного искусства. Звездность ему самому была чужда, он ценил талантливых людей, открывал новые имена, умел дружить, поддерживал целые коллективы.
Таким коллективом, вошедшим в круг его творческой семьи, стал ансамбль «Стиль ПЯТИ», руководитель ансамбля – Евгений Александрович Стецюк. Об этом ансамбле я услышала впервые, и впервые увидела их на этом вечере. Зрители и слушатели в зале были потрясены гармонией звука.  Даже для человека, ничего не смыслящего в музыкальном искусстве, волшебное воздействие было столь очевидным, что зал не просто аплодировал – он взрывался аплодисментами под крики «Браво!». 
Любимое произведение Дмитрия Хворостовского «Памяти Есенина» в исполнении этого ансамбля прозвучало так, что передать эти эмоции просто невозможно – их надо пережить. «Не фотографируйте, - улыбаясь, призывает Наталья Шкребко (одна из замечательных «Пяти»), – мы везде, где в концертах с народными песнями выступает Дмитрий Хворостовский». И это тоже факт биографии Дмитрия Хворостовского: только однажды услышав звучание музыкальных композиций в исполнении этого ансамбля, он уже не расставался с ними никогда. Единым творческим союзом они делали по 14 выездов в год по всему миру, представляя русскую народную песню в виртуозном её исполнении. 
Ансамбль "Стиль ПЯТИ» (квинтет русских народных инструментов), Ирина Евгеньевна Иванченко, финалист конкурса «Синяя птица» Юлия Малинова, и другие - безусловно стали настоящим открытием для многих, сидящих в этом зале, кто соприкоснулся с их творчеством впервые.
Остается только сказать огромное спасибо устроителям этого замечательного вечера: библиотеке имени Б.Лавренева на Карповке и ее заведующей Горбачевой Анне Сергеевне; Наталье Николаевне Федосеевой - ведущему библиотекарю методического отдела и бессменному вдохновителю незабываемых мероприятий; администрации Петроградского района, всем участникам и организаторам вечера - за возможность и доступность таких встреч.

Мария написал(а) 24.11.2019:

Благодарим за состоявшийся концерт в честь Дмитрия Хворостовского. Организатор Наталья Николаевна Федосеева (ЦБС Петроградской стороны) устроила настоящий праздник любителям музыки. Приглашенные – Ирина Евгеньевна Иванченко (искусствовед из Нарвы) и артисты поразили высоким уровнем профессионализма. Наталия Николаевна провела концерт с большим вкусом и личным отношением. 
Квинтет "Стиль пяти", выступавший ранее вместе с Хворостовским, порадовал исполнением русских произведений, увы, редко звучащих ныне с эстрады, хотя это наша национальная самоидентификация, наше богатство. В Белом зале на Большой Монетной был аншлаг. Спасибо Наталии Николаевне Федосеевой, все мероприятия, которые она проводит, воспринимаются посетителями библиотек Петроградской стороны с удовольствием и проходят на высоком уровне!

Мария написал(а) 24.11.2019:

Благодарим библиотеку на Троицкой площади и её сотрудников за тёплое отношение к нам - читателям. Пока мы с дочерью изучали недавно переизданную книгу Гранина "Ленинградский каталог", удостоверялись, как же пишется слово "керогаз", что такое всё же "гамаши", наши внуки не были в обиде. Два великолепных прибора для развития не только мелкой моторики, но и тактильных способностей занимали малышей полностью.
После мы прочли вслух бессмертные произведения Самуила Яковлевича Маршака "Вот какой рассеянный", обдумали преимущества иллюстраций к этому стихотворению Владимира Лебедева и Владимира Конашевича перед некоторыми другими вариантами.
Побеседовали около выставки офортов В.М.Звонцова и вспомнили благодаря экспозиции чудесное пушкинское Святогорье.
В довершении удовольствий мы получили в подарок две книги, оставшиеся после разбора полки "Книга ищет хозяина", нам это пригодится для музея.
Спасибо большое!

Иван написал(а) 14.10.2019:

Благодарю за работу портала!

— 5 Результатов на странице
Показывается результатов: 1 - 5 из 12.