Наталья написал(а) 21.12.2019:

Нам посчастливилось участвовать в прекрасном новогоднем занятии, где дети и подвигались, и послушали книжку и сделали поделку. Все в большом восторге и от места и от ведущей. Спасибо большое за организацию. Обязательно придем снова.

Ольга написал(а) 21.12.2019:

Даже не ожидали,что будет так круто!!!! Вы лучшие! Дети в восторге, а родители тем более)

Татьяна написал(а) 21.12.2019:

Спасибо огромное за мероприятие 21 декабря. Сыну очень понравилось!!!! У вас очень теплая атмосфера!

Мария написал(а) 21.12.2019:

Спасибо большое за чудесный праздник!!! Все - как всегда было на высоте: зажигательные танцы, творческий уголок, задания с поиском мамы яму! Не устаю удивляться сотрудникам - их увлеченности, доброте и внимательности!!! Спасибо, вы - замечательные!!! 

Наталья Шелехова написал(а) 07.12.2019:

В Белом зале администрации Петроградского района Санкт-Петербурга 04.12.2019 состоялась очередная удивительная встреча – ни с кем-нибудь – с Александром Городницким, чья песня «Атланты» стала неофициальным гимном Санкт-Петербурга, а в 2018 году - стала официальным гимном Эрмитажа. Хотя, по признанию самого Александра Городницкого, песня не была посвящением, и сложилась совершенно неожиданно для него самого. На такие встречи стараешься идти заранее подготовленным: заполнить собственные «пробелы» в знаниях, набросать какие-то вопросы и что-то для себя «открыть».

Что для себя открыла я: Александр Городницкий – геолог. В восьмидесятых мне, строителю по образованию, довелось работать в базовой геологоразведочной экспедиции в одном из таежных поселков Сибири. В освоении новых территорий геологи всегда шли первыми, за ними уже шли строители и вся инфраструктура новых поселков и городов. Дух романтики и патриотизма преобладал - всё было единым и неделимым на всём пространстве Советского Союза. Новые территории действительно осваивались, и жизнь кипела повсюду. Даже в самых отдаленных таёжных поселках были и клубы с кинозалами, и дома культуры с народными театрами. Особенное время. Особенные люди.

Песни Городницкого «Снег», «Перекаты», «Атланты», которые пели тогда геологи в далеком таежном краю, я слушала с каким-то особенным трепетом. Кто автор – конечно же, я тогда не знала. «Милая моя, солнышко лесное…» Юрия Визбора, «Давайте понимать друг друга с полуслова» Булата Окуджавы «…Под крылом самолета о чем-то поет тревожное море тайги», Александры Пахмутовой, «Люди идут по свету…» Игоря Сидорова, - эти и другие песни, как и песни Городницкого - отражали дух того времени и вполне ему соответствовали.

Прошло много лет, и вдруг на страницах местной газеты в том самом сибирском поселке одна за другой стали появляться статьи - воспоминания одного из тех самых геологов. Воспоминания воспроизводили имена и события, связанные с деятельностью экспедиции со дня её основания (1947 год). Это был честный материал. Александр Моисеевич Городницкий на этой встрече представил документальный фильм «Царскосельская тетрадь», созданный им совместно с режиссером Натальей Касперович, в котором тоже постарался быть честным, правдивым (наверное, это свойственно шестидесятникам, наполненным духом любви и свободы). В своем живом общении с залом Александр Моисеевич тоже всколыхнул воспоминания многих, кому была близка эта тема. С Царским Селом Александра Городницкого связывало раннее детство и память о родителях. Но фильм был не только о «своем», он был - о «нашем». Он включал в себя и собственные свои воспоминания о прошлом, и собственные познания – некий исторический экскурс в Золотой и Серебряный век русской поэзии.

Не смотря на возраст, общение Александра Моисеевича с залом было действительно живым. Он пытливо вглядывался в лица, ожидая, может быть, каких-то острых вопросов, советов или критических замечаний – ведь предполагалось говорить не только о фильме, но и о том, что болит – такие его слова предваряли просмотр! К счастью (или к сожалению) звучали лишь восторженные отзывы о фильме и слова благодарности. О том, что болит и что волнует – уже не хотелось. Александр Моисеевич очень хотел видеть в зале молодое поколение и очень оживился, когда встал молодой человек и поблагодарил его за честность в творчестве – это то, к чему сейчас тянутся и молодые и не очень, это то, чего нам так не хватает в нашей жизни сейчас – и честности, и правды.

Что было важным для меня на этой встрече: Александр Моисеевич в свои 86, с учетом своих заслуг, не стоял как мумия и не выглядел «забронзовевшим» - он был подвижным. Ко всем, кто вставал с места с вопросом, он не только поворачивался всем корпусом, но и устремлялся вперед всем своим телом, своим взором, и своим вниманием. Подтянутый. Спортивный. И шутки славные. По сути – это был пример молодым во многом, если не во всем.

В зале были и ровесники Александра Моисеевича, и те, кто чуть постарше, и те, кто значительно моложе, но и те, и другие успели застать те самые времена «шестидесятников», о которых знали не понаслышке. В зале витала ностальгия. Дух шестидесятников был сродни духу декабристов, только в других исторических условиях, и проявлял себя по-другому. Именно в этот исторический период зародилось совершенно новое движение в обществе: авторская песня. Авторской песней по всей стране звучал голос времени.

С ностальгией «возвращаясь» в своё прошлое, Александр Моисеевич выразил только одно сожаление: что не решился познакомиться и показать свои стихи Анне Андреевне Ахматовой – живой легенде минувшего века – а ведь мог бы! Вот и я не решилась подойти к Городницкому, чтобы задать ему - живой легенде нынешнего века - мой главный вопрос, состоящий из трех частей: что лично для Вас было пространство под названием Советский Союз, что означает лично для Вас – распад СССР, и как Вы ощущаете себя в сегодняшнем времени… Я не задала свой вопрос, может быть, потому что и так было очевидно, а может быть потому, что вспомнила реплику из недавно просмотренного мной спектакля «Серебряные люди» юного режиссера Театра «БЕГ»: «Не ищите! Создавайте! Сами создавайте свою жизнь – не в мрачных, а в ярких красках!».

Я подумала, что такие люди, как Александр Городницкий – вне времени и обстоятельств, они сами создают свою жизнь в ярких красках в любых жизненных условиях: пережил блокаду Ленинграда (первая блокадная зима), геологом прошел по нетронутым местам, принимал участие в океанологических экспедициях, написал прекрасные песни, которые пели и поют, многие годы был председателем жюри Грушинского фестиваля авторской песни, пережил распад СССР, а в постсоветском пространстве стал причастен к созданию документальных фильмов не столько о себе, сколько о «времени», в котором ему довелось быть (и с горестью и  гордостью).

О том, что мой вопрос был бы неуместен, я почувствовала и в тот момент, когда в конце встречи Александр Моисеевич прочел свои свежие стихи:

Пока еще ты двигаться способен,
Не только, чтобы ползать по врачам,
И детство довоенное босое
Внезапно вспоминаешь по ночам.
Покуда пребываешь ты в надежде
Лететь опять за тридевять земель,
И женщины, желанные как прежде,
Во снах твоих являются в постель.
Пока вокруг смеющиеся лица,
Луна в воде, и в небе облака.
Пока слетает на твою страницу
Незнамо как волшебная строка.
Пока тебя не окликает гневно
К двери твоей приблизившийся мрак.
Покуда, как и прежде, ежедневно
Кому-то друг ты, а кому-то - враг.
Не ожидая старческих пособий,
В коленях не испытывая дрожь,
ПОКА ЕЩЕ ТЫ ДВИГАТЬСЯ СПОСОБЕН,
ИДИ ВПЕРЕД, ПОКА НЕ УПАДЕШЬ.

Не знаю, почему так часто поднимается и муссируется национальный вопрос... Мне всегда казалось, что настоящие человеческие качества вне национальности, и всё-таки было приятно услышать от Александра Моисеевича, еврея по национальности, что он – русский («Живу, пишу и думаю по-русски…»). А свой жизненный путь, стиль и принцип он отразил в другом своем стихотворении 2015 года:

Боль в спине, и поутру, и ночью.
Нету спасу — хоть на крик кричи.
«Полностью изношен позвоночник», —
Говорят сочувственно врачи.
Да и как ему не износиться
На холодных вьюжных северах,
Где пришлось мне двадцать лет трудиться
В партиях, за совесть и за страх!
Там, себя считая молодцами,
Мы лицом не ударяли в грязь,
Рюкзаки таская с образцами,
На уступы мерзлые садясь.
Да и как ему не износиться
На судах, за три десятка лет,
Где не раз за время экспедиций
Мы здоровью причиняли вред.
Где к проблемам подходя по-русски,
И в дневное время, и в ночах,
Судовые частые погрузки
На своих мы вынесли плечах.
Не щадя свой позвоночник ломкий,
Я трудился, не жалея сил.
Если б знал заране, то соломки
Где-нибудь, возможно, постелил.
И хотя мы все, увы, не вечны,
И уже пора гасить свечу,
Все же позвоночник мой увечный
На другой менять я не хочу.
Потому что, завершая бал сей,
Я скажу, в минувшие года
Он болел, стирался и ломался,
Но не прогибался никогда.

Сопоставив возраст Александра Моисеевича с тем, что он сегодня собой представляет, я подумала, что не только «Атланты держат небо на каменных плечах», но что-то ещё держит и саму Россию, не давая ей упасть. Может быть, -  такая её история, такие люди и такая память! Сердечное спасибо всё той же библиотеке имени Б.Лавренева на Карповке (заведующая - Горбачева Анна Сергеевна) – именно здесь я получаю все свежие новости о предстоящих встречах; Наталье Николаевне Федосеевой - ведущему библиотекарю методического отдела – именно она трогательно и сердечно сопровождает такие встречи; и, конечно, всем тем, кто причастен к организации таких встреч. Библиотеки меняются вместе со временем, и очень сейчас нужны для такого общения. Если вас зовут на «петроградку» по адресу: ул.Большая Монетная, 19 (Белый зал бывшего Горчаковского дворца, а ныне - администрация Петроградского района) – идите не раздумывая, и торопитесь – мест может не хватить.